Венесуэльцы одобрили антиамериканизм и курс на Россию

«Неистовый» Уго Чавес празднует большую победу: предсказатели, прочившие ему гибель в условиях мирового финансового кризиса и тотального падения цен на нефть, на доходы от которой и живет Венесуэла, были посрамлены. На последних выборах он разгромил оппозицию. Таким образом, народ страны одобрил его ставку на антиамериканизм и союз с Россией. Однако это не исключает его возможного падения в будущем. 

Лидер Венесуэлы Уго Чавес остаётся у власти. 23 ноября Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ), лидером которой он является, одержала крупную победу на региональных выборах в стране, в ходе которых избирали губернаторов, мэров городов, глав муниципальных советов, а также членов региональных законодательных собраний. Сторонники Чавеса фактически заняли три четверти мест.

Читайте: Россия займётся освоением Каспийского моря с помощью Чавеса .

Особенно важен для него был исход голосования по губернаторам. Известно, что его сторонники взяли 17 постов из 22 возможных. При этом судьба двух важных штатов – Тачира и особенно одного из главных центров нефтедобычи страны Караборо, где планировалось создать совместный российско-венесуэльский нефтяной консорциум, еще будет решаться дополнительным пересчетом голосов или повторным голосованием, поскольку там сторонники и противники Чавеса набрали практически поровну.

Однако «каплю дегтя» в «бочку мёда» Чавеса добавило то, что проиграл он в трёх важных штатах: в одном из центров нефтедобычи Сулия, промышленно развитом и самом населенном штате страны Миранда и в другом крупном субъекте – Нуэва Спарта. Кроме того, мэром венесуэльской столицы, являющейся оплотом оппозиционных настроений (интеллигенция и немногочисленный средний класс не разделяют антиамериканизма своего лидера) также избран оппозиционер Антонио Ледесма.

В ходе голосования была отмечена высокая активность избирателей – к урнам для голосования пришли почти две трети от числа граждан, имеющих право голоса, тогда как обычно явка не превышает 50%. Такого наплыва желающих проголосовать никто не ожидал, даже сами власти. Их было настолько много, что избирательные участки закрылись намного позже запланированного времени.

Читайте: Чавес хочет перекроить энергетическую карту мира .

И хотя выборы не были решающими для страны в целом, они стали «лакмусовой бумажкой» доверия нынешнему президенту Венесуэлы, который считает, что тем самым после 10 лет его правления народ высказался за «боливарианскую революцию и построение социализма 21 века». Сам Уго Чавес празднует исход нынешнего голосования как «победу демократии». Он уже пропагандирует их итоги как готовность народа к новым испытаниям под его руководством.

Одновременно он использовал их для дальнейшей агитации в свою пользу. «Кто после этого может сказать, что в Венесуэле царит диктатура?» – заявил Чавес. Признав итоги выборов в тех штатах, которые голосовали против его, он заявил, что «уважает и будет уважать волю народа». Однако «свободное волеизъявление» было весьма относительным. Так, незадолго до выборов он предупредил, что в случае необходимости выведет на улицы танки «для защиты революционного правительства», чтобы не допустить триумфа оппозиции.

При этом сам Чавес ещё до выборов не был до конца уверен в своей победе и предрекал, что их исход определит и его судьбу. Поэтому он включил все мощности «административного ресурса» и своей агитационной машины.

Исход этих выборов был важен и для его сотрудничества с Россией, поскольку оппозиция настроена как раз на развитие отношений с США. Особенно в преддверии визита 26 ноября в эту страну Дмитрия Медведева. Дело в том, что местные власти обладают важными властными полномочиями, позволяющими им влиять на состояние дел в промышленности.

В случае успеха оппозиции многие совместные проекты были бы поставлены под угрозу, особенно в нефтегазовой, ядерной и оружейной сферах. Кроме того, в противном случае Москва могла бы потерять своего крупнейшего союзника в Латинской Америке. Впрочем, если вспомнить, что Чавес летом прошлого года, по сути, наплевал на мнение местных властей, национализировав недра, за это беспокоиться было нечего.

Для Чавеса эти выборы в условиях мирового финансового кризиса и после поражения на плебисците в декабре 2007 года, когда ему не удалось изменить Конституцию страны, чтобы баллотироваться в президенты неограниченное число раз, стали экзаменом «на прочность». Проиграл он с минимальным счетом, число его сторонников и противников по сути разделилось поровну: против был лишь 51% голосов.

Тогда его проигрыш в условиях роста мировых цен на нефть, когда они были «на пике», смотрелся очень странно. Оппозиция в этой связи планировала развить успех и провести своих ставленников в большинство муниципалитетов и завоевать большую часть губернаторских кресел, что значительно сузило бы возможности его маневра. Однако вышло наоборот.

Социологи свидетельствовали об ослаблении его популярности. Среди причин этого американские эксперты называли едва ли не самую высокую в Латинской Америке инфляцию, разгул преступности и коррупцию на всех уровнях власти. Дело в том, что в «социалисты» записалось немало тех, кто под маской отстаивания народных интересов набивает собственный карман. И в результате немалая часть его сторонников успела в нем разочароваться.

Однако в том случае, если кризис затянется, ситуация может измениться не в пользу «социалиста XXI века». Дело в том, что сам Чавес отлично знает сильные и слабые стороны «нефтяного оружия». Придя к власти на фоне кризиса 1998 года, когда сильно упали цены на нефть, Чавес оказался «политическим везунчиком». В 2000 году стоимость «черного золота» пошла вверх и обеспечила ему восемь сравнительно «малопроблемных» лет.

Но при этом, несмотря на колоссальный рост нефтяных цен, он умудрился увеличить внешний долг страны с 20 млрд долларов на момент своего прихода к власти почти в три раза. Однако нефтедолларовая «игла» сыграла с ним злую шутку. В представлении Чавеса, цена на энергетическое сырье должна была только расти.

И её обвал застал его врасплох, поскольку экономика Венесуэлы на 98% зависит именно от экспорта «черного золота». Это поставило под угрозу не только его поддержку придерживавшимся антиамериканского курса странам от Аргентины и Боливии до Кубы и Никарагуа, но и сделал туманным будущее самого Чавеса.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить