Андрей Крушинский: Пекин стоит обедни (то бишь пардона)…

Одна из сенсаций минувшей недели: публичный пардон Папы Римского за зло, учиненное в прошлые времена Китаю католической церковью. Эти свои извинения Иоанн-Павел II высказал по ходу мероприятий в честь юбилея, пришедшегося как нельзя кстати и Пекину, и Ватикану,- 400- летию открытия первой в Китае миссии иезуитов.

Сенсацией папский пардон явился, впрочем, лишь для непосвященных. Влиятельный гонконгский еженедельник “Far Eastern Economic Rewue” предсказал сие еще месяц назад, заблаговременно описав готовившийся в Пекине международный семинаре в память Матео Риччи и об ответных торжествах в Риме. В статье подробно излагались огрехи “китайской политики” Ватикана: в период гражданской войны между Компартией и Гоминьданом он держал сторону последнего, после нормализации китайско- американских отношений, прошедшей в 70-х гг., оставил своего нунция в Тайбэе, а в прошлом году приурочил к 51-й годовщине образования КНР канонизацию 120 католических миссионеров- “жертв” патриотических народных волнений во времена, предшествовавшие образованию КНР.

Один из самых великих ловкачей среди племени иезуитов, Матео Риччи сумел войти в доверие к самому Богдыхану. Этому, в частности, способствовало то обстоятельство, что Риччи… приравнял фактически к Иисусу Христу Конфуция, дозволяя своей китайской пастве совмещать христианские обряды с поклонением языческим святыням. Впрочем, разного рода компромиссы тогда были в моде: основание миссии Риччи, по иронии судьбы, почти совпало во времени с афористичной фразой вождя гугенотов Генриха Бурбонского “Париж стоит обедни” (ознаменовавшей его переход из кальвинизма в католичество, чем умилостивил тогдашнюю власть в Ватикане и благодаря этому снискал шанс занять французский престол под именем короля Генриха IУ). И вот четыре века спустя возникла сходая ситуация (хотя и в противоположном раскладе): сегодня святой отец смиренно успешно умилостивил заморскую светскую власть, открыв Ватикану шанс проникнуть в Китай (пока что, по сведениям из ватиканских источников, в Китае насчитывается около пяти миллионов католиков, отправляющих обряды в рамках лояльной к властям «Ассоциации католиков- патриотов» и восемь миллионов приверженцев “нелегальной”, на Ватикан ориентированной католической церкви). Пекин, следовательно, «стоит обедни» (то- бишь, пардона)!

Что же касается Китая, то он «готов продолжать усилия на пути улучшения отношений с Ватиканом, однако эти усилия будут обусловлены соблюдением определенных принципов»,- заявил на днях пресс- представитель МИД КНР Сунь Юйси.Суть этих принципов расшифровывается следующим образом: «Ватикан должен разорвать дипотношения с Тайванем и признать правительство КНР единственным законным представителем всего Китая, а Тайвань – неотделимой частью китайской территории. Кроме того, Ватикан не должен вмешиваться под религиозными предлогами во внутренние дела Китая».

Итак, для руководства КНР подобный поворот выгоден вдвойне: с одной стороны, в Европе не останется ни единого государства, поддерживающего дипотношения с Тайванем; с другой стороны, у Пекина возникнут новые шансы прокладки “мостов” в Европу.

Андрей Крушинский.

ПРАВДА.Ру.

Пекин.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить