США мешают "большой двадцатке" покончить с кризисом

В США пройдёт исторический саммит глав 20 государств, имеющих крупнейшие экономики. Россия, ЕС, страны Азии и Латинской Америки говорят о срочных реформах, которые должны положить конец господству доллара. Задача США – превратить саммит в профанацию, что чревато только углублением кризиса по их геополитической воле.

В ноябре в США соберется исторический саммит глав 20 крупнейших экономик мира. Тема актуальная - как бороться с мировым финансовым кризисом. Предложений к обсуждению меньше, чем хотелось бы. Испуг, который охватил финансовый мир, столь велик, что звучат призывы к национализации. Правда никто не уточняет чего. Другая идея не менее истерична – необходимо ограничить рынок и свести всё к всеобщему госконтролю. Правда есть одна светлая идея – это отказ от доллара.

Читайте: Эксперт: мы идём к мировому правительству .

Но это значит поменять всю валютно-расчетный процесс. Никто не предлагает не только названия новой расчетной единицы, но и механизм её внедрения, а тем более эквивалента. Европейские лидеры хотят даже контролировать американский печатный станок. Но США, устроившие этот кризис, скорее всего, сведут саммит к профанации. Собрать внеочередной саммит "восьмерки", причем в расширенном составе, предложили Франция и Россия.

Это означало бы, что ведущие страны мира, безусловно консолидировано предъявили бы США претензии и требования, которые шли бы в разрез американским интересам. Потерять контроль над финансовым миром Вашингтон не хочет. Америка ревниво сделала вид, что последнее слово за ней. "Президент приглашает лидеров стран G20 на саммит в Вашингтон, округ Колумбия, 15 ноября" - такое объявление было вывешено на сайте американской администрации. И никаких подробностей. Только сухие слова, что саммит нужен, чтобы добиться "понимания причин кризиса и способов избежать его повторения".

Идея проста, но имеет шанс оттянуть «разбор полетов». И поменять жесткие формулировки и конкретные предложения на дискуссии о преображении мира. США хочет организовать клуб по финансовым интересам. Кто из неспециалистов знает об этой организации – единицы.

Решение об организации международного форума “Группа двадцати” (G-20) было принято на встрече министров финансов и председателей центральных банков стран “Группы семи” в Вашингтоне 25 сентября 1999 года. Идея создания “Группы двадцати” обусловлена принятым на встрече лидеров “семерки” в Кельне в июне 1999 г. решением “…установить в рамках Бреттон-Вудской системы неформальный механизм для диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики между системообразующими странами мира с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран”.

По сути, речь идет о механизме, дополняющем в известной мере механизм “восьмерки” и действующем параллельно с ним. Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками “Группы двадцати” состоялась 15-16 декабря 1999 г. в Берлине.

Конференция определила, что “Группа двадцати” является неформальной организацией, объединяющей страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем.

На страны “Группы двадцати” приходится свыше 85% мирового ВВП. В них проживает свыше 60% населения мира, причем 66% беднейшего населения также приходится на эти страны. В состав “Группы двадцати” входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Япония, а также Европейский союз (ЕС) и представители МВФ и Всемирного банка.

Европейский союз на заседаниях “Группы двадцати” представляют министр финансов страны, председательствующей в ЕС, а также Президент Европейского центрального банка. От МВФ и Всемирного банка в форуме принимают участие Директор-распорядитель МВФ, Президент Всемирного банка и председатели Международного валютно-финансового комитета и Комитета по развитию.

Первым председателем “Группы двадцати” была Канада. В 2002 г., когда эти функции выполняла Индия, было принято решение о ежегодной ротации страны - председателя Группы. В 2003 г. председателем “двадцатки” стала Мексика. Очевидно, однако, что влияние “двадцатки” на мировые экономические процессы не столь значительно, как влияние “восьмерки”.

“Группа двадцати” не проводит саммитов и реализует свою деятельность главным образом в форме встреч министров финансов и управляющих центральными банками и встреч их заместителей. При этом в обеих группах часто рассматриваются одни и те же проблемы. Ведь “семерка” создала “двадцатку” для выяснения реакции стран с формирующимися рынками на те или иные мировые проблемы, волнующие развитые страны.

Другими словами, “Группа двадцати” не нацелена на какую-либо самостоятельную выработку решений по важнейшим вопросам мировой финансовой системы. Она остается своеобразным полигоном для обкатки различных идей, прежде всего в интересах “большой семерки”, создавая, однако, при этом видимость учета мнений широкого круга так называемых “системно значимых” стран.

Трюк с приглашением «двадцатки» свидетельствует о том, что Вашингтону просто нечего сказать. Накануне все сообщил президент Франции. Выступая перед Европарламентом, Саркози заявил о необходимости срочного пересмотра основ мировой финансовой системы. Новый вариант Бреттон-Вудса - видимо, с повышенным содержанием евро - будет предложен на заседании "двадцатки".

Глобальный кризис и надвигающаяся рецессия, по словам президента, показали всю ущербность экономики капитализма, чьи "истинные ценности" были преданы забвению. Как именно будем перестраивать? Возможно, будет создано что-то вроде "мирового правительства", которое, например, сможет ограничивать безудержную эмиссию доллара. А для начала Саркози предложил создать экономическое правительство только для зоны евро.

Но тут возникает вопрос: как в либеральной Европе, выросшей на рыночных принципах, какой-то наднациональный Госплан сможет спасти терпящих крушение капиталистов - тем более в массовом порядке? Саркози предложил немедленно выковать ему в помощь новые инструменты государственного вмешательства на рынке: суверенные фонды. А ведь подобные китайские, российские и ближневосточные фонды еще недавно были предметом критики Запада и поводом ограничений инвестиций из России и Китая в свои ключевые отрасли. Но Саркози уже на подходах к главному полю битвы терпит поражения. Европа его не поддержала, немцы - устами своего министра экономики Михаэля Глосса - уже высказались против нарушения рыночных принципов Евросоюза.

Америка, которая является виновницей нынешнего кризиса, не случайно поспешила пригласить саммит к себе. Так они смогут показать, что вроде бы сами возглавили шествие к новому миру. При этом - никакой ответственности: США на саммите будет представлять "хромая утка" Джордж Буш, а его преемник, придя через несколько недель, легко сможет денонсировать все договоренности. Что же до нового миропорядка, то он так быстро не формируется.

И работать над ним должны экономисты, а не президенты. Мировой экономике пока придется самой "выплывать". На саммите "двадцатки" реальные договоренности не могут быть приняты. Потому что решения перед падением не принимаются. Все будет выглядеть как говорильня, чтобы показать - мы думаем, как преодолеть кризис.

Заявление французского президента о необходимости совокупного контроля за эмиссией доллара - это признак слабости. Европа долго считала, что евро заменит доллар, но этого не случилось из-за слабости экономики. G-20 может произойти отказ от доллара, поэтому США не могут не участвовать в саммите. А как таковая долларовая система, конечно, может развалиться из-за дальнейших действий администрации. У нее, кстати, всего два пути: либо максимально оттягивать гибель, либо пойти на резкие решения. И это вне зависимости кто победит.

Президент России Дмитрий Медведев предложения по изменению мировой финансовой системы, сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Однако не стал раскрывать содержание российских предложений. "Я думаю, что нам надо ждать этого пакета, его представления нашим президентом. Могу только сказать, что этот пакет содержит предложения по регулированию международной финансовой структуры, по механизму действий международных финансовых организации, национального регулирования экономики", - сказал Шувалов.

Комментируя высказывания ряда западных политиков и экспертов с критикой мировой финансовой системы, первый вице-премьер сказал, что не думает, что Запад отказывается от идеологии свободного рынка. "Вопрос в другом. Ныне существующая мировая финансовая система неадекватна тем условиям, в которых мы живем. Руководство Российской Федерации часто об этом говорит последние годы", - заявил Шувалов.

Если в Вашингтоне «двадцатка» не станет регулирующим финансовый рынок органом, а предпочтет то место, которое ей отвели ведущие страны Запада, Америка переиграет всех и запустит свой печатный станок с такой яростью, что о выходе из кризиса можно будет только мечтать.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить