Газовая ОПЕК: кошмар Европы и усиление России с Ираном

Крупнейшие производители газа в лице России, Ирана и Катара сделали еще один шаг к созданию газовой ОПЕК. ЕС и США крайне встревожены – у них исчезает возможность контролировать рынок энергоносителей. В перспективе это может обернуться кошмаром для Европы и резким усилением политического веса России и Ирана.

На переговорах в Тегеране Россия, Иран и Катар согласовали условия создания газовой ОПЕК, сообщил министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари. «Потребность в создании такой организации существует уже давно, наконец-то достигнуто соглашение о ее создании», - пояснил он.

Скоординированная работа России, Ирана и Катара - трех ведущих мировых производителей газа - легитимное и абсолютно здоровое явление, считает глава МИД РФ Сергей Лавров. На долю трех стран приходится 60 процентов мировых запасов газа. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари и министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль-Атыйя договорились проводить регулярные трехсторонние встречи для обсуждения взаимодействия в газовой сфере.

"Трехсторонний диалог может быть очень полезным в целом для газового рынка и может сыграть роль локомотива для стран-экспортеров газа", - сказал глава российского концерна. "Нас объединяют крупнейшие в мире запасы газа, общие стратегические интересы и, что очень важно, высокий потенциал сотрудничества по трехсторонним проектам, - отметил Алексей Миллер. - Все это стало основой принципиально важных договоренностей".

Вопрос о создании международной газовой организации обсуждается уже несколько лет. По прогнозам специалистов, к 2020 году нефть в качестве главного энергоносителя в мировой экономике постепенно начнет вытесняться газом. В настоящее время доля природного газа в мировом потреблении энергоносителей составляет примерно 25 процентов, а подтвержденные запасы газа в мире оцениваются в 170 трлн кубометров. Этих ресурсов хватит на 150-200 лет.

Вытеснение нефти газом напрямую связано с важностью формирования мирового газового рынка в условиях которого консолидация газодобывающих стран станет необходимой. В марте 2007 года Россия, Иран и Катар достигли принципиальной договоренности о формировании "газовой ОПЕК". Готовность присоединиться к ним выразили Казахстан, Венесуэла, Тринидад и Тобаго, ОАЭ.

Создание газового ОПЕК с участием России на Западе воспринимается весьма болезненно, так как не секрет, что эта организация станет мощным политико-энергетическим альянсом, способным в будущем определять политику в сфере транспортировки газа на мировых рынках. Эти планы явно вступают в конфронтацию с Европой, стремящейся получить контроль за энергетическими потоками из стран Ближнего Востока. Весть о новом газовом картеле вызвала нервозность в Европе и США. Их экономисты и политологи опасаются монополии России на энергетическом рынке.

Опасения их не напрасны. Только у одной России более четверти всех мировых ресурсов газа. А созданному картелю вообще нет альтернативы. И у России, как у участницы договора, появляется дополнительная возможность влиять на стоимость газа в мире, чтобы она не падала ниже приемлемых для нас уровней. Кстати, акции газодобывающих компаний вчера скакнули на приличные уровни, ценные бумаги Газпрома за день выросли на 7,3%.

В Москве ранее прошли переговоры руководства "Газпрома" с ответственными за энергетический сектор Ирана чиновниками. Подписан ряд документов. Меморандум о взаимопомощи в области сотрудничества в нефтегазовой сфере между "Газпромом" и Национальной иранской нефтяной компанией предусматривает взаимодействие в разработке крупнейшего газоконденсатного месторождения в мире "Южный Парс", а также реализации проекта трубопровода Иран-Пакистан-Индия, по которому газ из Исламской Республики будет поступать в Южную Азию.

Доказанные запасы природного газа Ирана превышают 27,8 трлн куб м. Понятно, что Тегеран вынашивает планы по экспорту природного газа на мировые рынки. Помочь осуществить эти задачи, по всей видимости, должен "Газпром", присутствие которого на энергетическом рынке Ирана должно быть расширено.

Не исключено, что в будущем к газовому альянсу примкнуть и другие страны. В частности, речь может идти об Алжире и Ливии, которые также обладают крупными запасами газа. В частности, доказанные запасы природного газа Ливии составляют порядка 1,49 трлн куб м или около 0,8 процентов мировых запасов. Переговоры между Москвой и Триполи в части стратегического сотрудничества в энергетике проходят с завидной регулярностью.

Между тем, Ливия и Алжир, располагающие крупными ресурсами в сфере энергетики, находится в сфере особого внимания европейцев, в частности Франции. В марте этого года президент Николя Саркози объявил о необходимости создания новой региональной организации – Средиземноморского союза. Таким образом, Евросоюз пытается обозначить свое присутствие на энергетических рынках стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Все прочие глобальные задачи, которые анонсируются ЕС в качестве приоритетов новой организации, в частности, борьба с терроризмом и эмиграция, пожалуй, является лишь ширмой первоочередной проблемы ЕС, выражающейся в колоссальной зависимости энергодефицитной Европы от поставок газа из России. В последнее время страх перед возможным энергетическим кризисом порождает на Западе опасения, что природный газ в руках стран производителей и экспортеров этого сырья может быть использован в качестве эффективного средства для усиления своего политического влияния на Европейском континенте.

Как известно, сама идея создания газового ОПЕК принадлежит Ирану и Катару. Еще в 2001 г. в Тегеране прошло первое заседание Форума стран — экспортеров газа , в работе которого приняли участие Иран, Россия, Туркмения, Катар, Оман, Алжир, Нигерия, Бруней, Индонезия и Малайзия. Именно с тех пор потребители природного газа стали думать о том, как противостоять угрозе образования газового картеля. Еще в ноябре 2006 г. эксперты комитета по экономике стран НАТО опубликовали конфиденциальный доклад, в котором его авторы высказали опасение по поводу возможности России создать газовый ОПЕК, куда могли бы войти многие сторонники данной идеи.

В США возможность создания подобного газового картеля восприняли с величайшей настороженностью. В апреле 2007 г. комитет по юридическим вопросам американского сената разрешил генеральному прокурору США преследовать правительства тех стран, которые решили объединяться в газовые или нефтяные картели. В политических кругах США активность Ирана в вопросе о создании газового ОПЕК приписывается стремлению этой страны использовать природный газ в качестве геополитического оружия в своем противостоянии с Западом.

При условии поддержки идеи Россией ситуация для ЕС становится почти критической. Запад лихорадочно ищет альтернативу российскому газу. Там считают, что диверсификация путей снабжения является основным гарантом энергетической безопасности Запада. Несмотря на всю притягательность иранского газа ,Запад отказывается рассматривать Иран в качестве альтернативного варианта. Хотя отдельные европейские страны, например, Австрия, заключили сепаратное соглашение с Ираном о поставках природного газа, однако в целом на Западе иранский газовый проект игнорируется.

Следовательно, ни российская монополия на поставку газа, ни альтернатива в виде иранского газа не соответствуют интересам Запада.Если это так, то тем более объединение двух крупнейших производителей газа — России и Ирана — в международном газовом картеле не может отвечать интересам западных стран — потребителей этого энергоресурса. Поэтому США и Европа рассматривают создание картеля как долговременную серьезную угрозу для мирового энергоснабжения.

На Западе убеждены, что в случае создания газового ОПЕК цены на природный газ резко возрастут. Например, стоимость 1 тыс. кубометров сжиженного природного газа с 265 долларов может подскочить до 350 и даже до 400 долларов. Образование подобного международного картеля рассматривается как угроза энергетической безопасности Европейского союза.

Опасения Запада не беспочвенны, поскольку монополизация ресурсов приведет к тому, что члены картеля не будут конкурировать друг с другом, а будут заняты выработкой общей позиции в вопросе ценообразования. Противники газового ОПЕК больше всего опасаются того, что создание подобной организации может оказать значительное влияние на изменение геополитического и стратегического положения в мире.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить