Армения: новая арена борьбы за Кавказ

В последнее время Армения превратилась в поле соперничества России и Запада. Перед самым визитом в Ереван Дмитрия Медведева туда же зачастили западные "гастролеры". Если кто-то думает, что Абхазия и Южная Осетия – это преодоление противоречий на Кавказе, то ошибается. Есть еще Карабах. И вокруг него сейчас и ломаются копья.

Если кто-то думает, что Абхазия и Южная Осетия – это преодоление противоречий на Кавказе, то ошибается. Есть еще Карабах. Если Армения не проявит мудрость, а Азербайджан – терпение, США, ЕС и Турция могут этим воспользоваться. Россия же должна удержать регион от нового конфликта.

Провал грузинской авантюры заставляет искать на Кавказе новый источник напряженности. Выбрано наиболее слабое звено. Армения сейчас не только источник напряженности, но и сильный аргумент в пользу дискредитации России в этом регионе. Ждать ухода Михаила Саакашвили - долго, и в глазах западных «ястребов» нужен резкий и удачный удар. Здесь Нагорный Карабах может стать картой, которую на Западе удачно разыграют.

Любой визит руководителя страны в тот или иной регион - явление ординарное. Но то, что устроил Запад вокруг прилета президента Дмитрия Медведева в Ереван, похоже на демонстрацию силы, если не больше - провокацию в отношению страны. Где вы видели, чтобы переговоры между государствами сопровождалось таким количеством советников со стороны, да еще в такой короткий период. Складывается впечатление, что Армению хотят натравить на Россию.

20-21 октября Дмитрий Медведев посетит Ереван. Стороны обсудят экономические вопросы, но в центре переговоров будет карабахская проблема. По информации армянских СМИ, Медведев едет в гости к Сержу Саркисяну именно за решением проблемы Нагорного Карабаха. Уже появились сведения, что Россия намерена будто бы ввести миротворческий контингент на «оккупированные земли» Азербайджана. Конечно, у неё своих проблем мало.

В Армении предстоящий визит российского президента, а главное, предполагаемые темы переговоров, вызвали панику. Саркисян начал спешно консультироваться с США о дальнейшей координации действий. В армянских СМИ все чаще появляются фразы: "Россия предала Армению", "Россия сдала Карабах». А 17 октября заместитель госсекретаря США Даниел Фрид посетил Ереван.

Интересное совпадение, не правда ли? Саркисян, вероятно, получит инструкцию о том, в каком ключе вести беседу со "стратегическим партнером". Но США этого мало –нужен союзник. И поэтому в тоже время делегация НАТО, возглавляемую специальным представителем Генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Робертом Симонсом, с 19-20 октября, с очередным рабочим визитом посетит Армению. Как говорят в России, получается «куча мала».

Как сообщили в армянском, в течение рабочего визита планируются встречи Симонса с президентом Армении, министрами иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, секретарем Совета безопасности, председателем постоянной комиссии по безопасности, обороне и внутренним делам парламента, а также с уполномоченным по правам человека.

Согласно источнику, делегация НАТО обсудит с высокопоставленными должностными лицами Армении процесс и перспективы сотрудничества, предусмотренного программой действий индивидуального партнерства Армения-НАТО. Р.Симонс и остальные члены делегации НАТО примут участие в заключительных мероприятиях военных учений «Совместный лук/совместный копьеносец-2008» в формате Совета Евратлантического сотрудничества и НАТО. Против кого будет направлен копьеносец- «Лансер», понять не трудно.

Армяне с опасением ожидают предстоящий визит российского президента. Президент Саркисян принял 3 октября министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В ходе встречи президент Саркисян с удовлетворением отметил динамичное развитие двусторонних отношений и стратегическое партнерство. Собеседники коснулись хода выполнения договоренностей, достигнутых президентами Армении и России на встрече в Сочи.

Стороны обсудили также региональную ситуацию и проблему урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Лавров в ходе пресс-конференции в Ереване отметил, что Россия не обеспокоена намерением Армении продолжать сотрудничество с НАТО , углублять экономические и другие связи с Грузией.

"Опасность заключается в искусственном, ничем не оправданном и никак не связанном с реальными угрозами механическом продвижении НАТО на Восток, в основе которого - стремление освоить новые территории. У нас нет разногласий с армянскими коллегами по вопросу сотрудничества с НАТО. Что касается договоренностей об углублении армяно-грузинских экономических отношений, то Россия может только приветствовать их и выразить надежду, что они не приведут к повторению того, что имело место во время кавказского кризиса, когда Грузия ввела искусственные ограничения на перевозку грузов".

В тот же день, поздно вечером 3 октября в Ереван прибыл министр обороны РФ Анатолий Сердюков. 4 октября Сердюков и министр обороны Армении Сейран Оганян обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в военной сфере. "Сегодня Анатолий Сердюков, находящийся с рабочим визитом в Армении, провел переговоры с главой военного ведомства республики Сейраном Оганяном.

Стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в военной сфере", - сказал он. Министр обороны России Анатолий Сердюков привез с собой в Армению военные карты занятых армянами Азербайджана обсуждал с министром обороны Армении Сейраном Оганяном детали вывода с оккупированных территорий армянских и расположения азербайджанских войск.

Целью прибытия Сергея Лаврова в Ереван можно было бы считать подготовку к намечающемуся визиту в Армению президента России , если бы не то, что он последовал сразу же после двухдневного официального визита Саркисяна в Тбилиси, в ходе которого руководство РФ получила из уст Саакашвили довольно любопытные сведения о своем стратегическом партнере из Армении.

Наиболее примечательным считается заявление Саакашвили о том, что Саркисян выразил поддержку территориальной целостности Грузии, и выраженную за это особую благодарность. Визит Лаврова преследовал, главным образом две цели: "попытку из первых рук узнать, какие договоренности были достигнуты во время "закрытой встречи" Саркисян-Саакашвили и "отрезвить" своего, запутавшегося в "комплементаризме."

В Москве с удивлением обратили внимание на то, что Армения была единственной из стран СНГ, кто открыто заявил, что не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, и именно Армения пытается не допустить в принимаемых СНГ документах положений, осуждающих военные действия Грузии.

"То, что в отношениях между Арменией и Россией появляются элементы недопонимания, стало заметным, когда в ответ на такой "демарш" руководства Армении официальная Москва стала не упускать повода для заявлений о признании территориальной целостности Азербайджана. Болезненнее всего в Армении было воспринято заявление Сергея Лаврова о том, что между конфликтом в Нагорном Карабахе и конфликтами Абхазии и Южной Осетии ничего общего нет".

В политических кругах поговаривают, что Лавров приехал в Армению требовать у Саркисяна объяснений в связи с тем, что тот, в присутствии Саакашвили заявил о поддержке территориальной целостности Грузии. Лавров заявил, что "как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном.

Те проблемы, которые испытала Армения в ходе этого кризиса в плане трудностей с бесперебойным транзитом товаров через Грузию, товаров, которые жизненно необходимы для армянского народа, показывают абсолютную необходимость и срочность скорейшего урегулирования.

"Таким образом, со слов Лаврова выходит, что задыхающаяся Армения готова пойти едва ли не на все, лишь бы открыть границы и установить с Турцией дипломатические отношения. Кстати, подобного тона заявлений Москва не позволяла себе при президентстве Роберта Кочаряна. Заявления Лаврова вызвали резонанс, тем более что некоторые обороты прозвучали весьма неожиданно.

Москва и ранее выступала за налаживание отношений между Арменией и Турцией, однако до последнего времени российские представители избегали какого-либо давления на стороны в этом вопросе. Едва ли руководителю российского МИД неизвестно, что Ереван с самого начала заявлял о своей готовности начать диалог с Анкарой без предусловий.

На этом фоне призыв "разблокировать ситуацию в коренных интересах армянского народа", адресованный Еревану, можно воспринять как предложение пойти на уступки Турции, требующей от армян отказа от Карабаха и от обвинений в адрес Турции в совершении геноцида. В Анкаре неоднократно заявляли, что обсуждение вопросов урегулирования двусторонних отношений станет возможным только при исполнении этих условий. Если Сергей Лавров имел в виду именно это, можно говорить о серьезных переменах, произошедших в кавказской политике Москвы.

Для влияния в регионе у России есть всё. Авторитетная армянская диаспора в России. Многомиллионная азербайджанская диаспора, у которой бизнес в России намного превосходит ВВП её исторической родины. И, наконец, понимания того, что эта война должна закончиться. Турция, конечно, красиво отыграла роль миротворца, но у неё слишком запачканы руки армянской кровью.