Россия вытеснит США из Индийского океана

Россия разместит свои военные базы на путях транспортировки нефти из Персидского залива. Речь идёт о старом нашем партнере – Йемене, на территории которого в советское время находились военные корабли и центры радиоперехвата. Одно из объяснений возможного возвращения наших моряков на йеменскую землю – борьба против сомалийских пиратов. Однако истинные замыслы нашего военного присутствия в Йемене совсем иные. Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует известный эксперт по арабским странам Сергей Демиденко.

Россия готова вернуться на берега Йемена после почти 20-летнего перерыва. Такую возможность высказал Председатель Совета Федерации России Сергей Миронов в ходе своего официального визита в эту страну, куда он прибыл во главе крупной делегации дипломатов по приглашению йеменского коллеги Абдель Азиза Абдель Гани.

По заявлению Сергея Миронова, Россия готова развивать с Йеменом «наработки в энергетической, технической, ирригационной и военно-технической сферах». Особенно подробно он остановился на последней. По его мнению, Россия может восстановить своё военное присутствие в этой стране. В частности, речь идет о военно-морских базах в Адене и на острове Сокотра в Аденском заливе.

Он выразил мнение, что вопрос о возобновлении нашего военного присутствия в Йемене будет поднят во время ожидающегося визита в Россию йеменского президента Али Абдаллы Салеха.

В своем комментарии «Правде.Ру» известный эксперт по арабским странам Сергей Демиденко заявил: «Вряд ли можно серьезно говорить о возвращении российского военно-морского флота на Сокотру. Вспомним, сколько говорилось о перебазировании нашего Черноморского флота в Сирию. И что в результате? Возможно, мы и проявим в Йемене какую-то активность, но вряд ли она будет масштабной. Что касается борьбы с пиратством, то в непосредственной близости от сомалийских берегов наши корабли проходят очень редко.

Подобные меры принимаются в рамках военно-политического утверждения России, но серьезных дивидендов ни в политической, ни в иной сфере мы не извлечем. Все, кто сейчас приезжает в Москву, говорит то, что там хотят слышать. Кто-то едет за деньгами, кто-то – за оружием. Многие пытаются использовать Россию для самоутверждения, как тот же Асад, желающий за счет российских вооружений увеличить свои шансы в споре с Израилем.

Что касается самого Йемена, то эта такая страна, где тяжело найти сферу, куда бы можно было вложить средства. И все разговоры о возможном нашем возвращении в эту страну направлены на то, чтобы расширить свое влияние в регионе, куда мы в свое время так много вложили».

Действительно, аргумент о необходимости присутствия российского флота в Йемене для борьбы с пиратством неубедителен. Одними военными мерами без стабилизации ситуации в Сомали и улучшения жизни простых сомалийцев побороть пиратов невозможно. По крайней мере, несмотря на заметное присутствие в регионе самого мощного в мире американского ВМФ, за 15 лет размеры сомалийского пиратства увеличились в геометрической прогрессии.

В советское время присутствие нашего военно-морского флота в Мировом океане обеспечивала разветвленная сеть пунктов материально-технического обеспечения. В разное время они существовали в Египте (Александрия и Мерса-Матрух), Сирии (Латакия и Тартус), Эфиопии (Дахлак), Йемене (Сокотра и Аден), Анголе (Луанда), Гвинее (Конакри), Ливии (Триполи и Тобрук), Тунисе (Бизерта и Сфакс), Югославии (Сплит и Тиват), Вьетнаме (Камрань), Сомали (Бербера), а также в Индонезии и на Кубе.

В настоящее время в распоряжении ВМФ России остались только сирийские порты. Напомним, что идея их превращения в постоянные базы нашего Черноморского флота появилась еще в 2006 г. на фоне постоянного нагнетания Украиной страстей о необходимости его вывода из Севастополя.

В случае, если это произойдет и если к ним добавятся порты в Йемене, особенно на Сокотре, Россия фактически замкнет цепь военно-морских баз в районе стратегически важных путей транспортировки нефти из Персидского залива.

Что он собой представляет? Говоря о нем, часто имеют ввиду архипелаг Сокотра в Индийском океане. Давший ему имя остров довольно крупный по размерам, с площадью 3625 квадратных километров с очень выгодным для нас расположением. Фактически, он находится на пути пересечения морских путейиз Европы в Азию и Африку в 380 километрах от побережья материкового Йемена и в 80 километрах от берегов Сомали.

 С военной точки зрения остров Сокотра представляет для нас лакомый кусок. Если нам удастся получить порт Адена, мы возьмём в клещи коммуникации, по которым в Европу идут танкеры с нефтью, и в случае обострения отношений с Западом мы сможем дать ему адекватный ответ вплоть до устройства энергетического коллапса, блокировав проливы.

Славится Сокотра своей удивительной, почти нетронутой человеком природой, флорой и фауной, которой больше нигде не существует. Поэтому архипелаг Сокотра находится под наблюдением ЮНЕСКО. На острове немало мест, привлекающих туристов, обожающих экзотику. Так, недавно археологи обнаружили там самую глубокую на Ближнем Востоке пещеру в семь километров. На архипелаге гнездится огромное число птиц, а воды кишат ценными породами промысловых рыб.

На востоке и в центральной части острова имеются горы высотой до 1570 метров. Однако большая его часть представляет собой удобную для размещения крупных группировок войск территорию.

Советское военное присутствие на Сокотренасчитывает несколько десятков лет. Наши военные там появились в конце 1960-х гг. по завоеванию этой страной независимости и уходу оттуда англичан. Там были оборудованы аэродром и порт. Наши военные установили с местными арабами добрые отношения: аборигены меняли дары моря на солярку или тушенку.

С Сокотрой связано и функционирование 8-й «Индийской» оперативной эскадры ВМФ СССР из группы надводных и подводных кораблей, существовавшей с 1968 г. В 1971 г. в разгар индийско-пакистанского конфликта она была направлена в Аравийское море, чтобы продемонстрировать присутствие в зоне Персидского залива и оказать давление на противников дружественной нам Индии. Одним из пунктов базирования и стала Сокотра.

Есть в факте присутствия советских военных на йеменской земле и другой момент. За время их пребывания там сильно пострадали колонии кораллов. По воспоминаниям одного из матросов, « Кораллы заготавливались, наверное, центнерами». Еще более «отвязно» там вели себя американцы. Вообще, есть на нашей планете уголки, которые необходимо ограничить от всякого масштабного воздействия со стороны человека. К ним относится и Сокотра.

Заметим, что советское присутствие на той же Сокотре не ограничивалось только военной демонстрацией. Параллельно там работала экспедиция Академии наук СССР, немало сделавшая в деле исследования острова. В мае 1980 г. на острове проводились масштабные советско-южнойеменские военно-морские учения c высадкой десанта морской пехоты.

Сам Южный Йемен факт советского военного присутствия на Сокотре всегда опровергал. Правда, бельгийские исследователи острова обнаружили там большие помещения для хранения оружия и боеприпасов и стартовые ракетные площадки.

Между тем, для американцев появление «русских парней» на Сокотре было бы «ударом ниже пояса». Вашингтон признает, что американское военное присутствие в Йемене представляет особую значимость. Комизм ситуации заключается в том, что если российские моряки там появятся, они станут соседями тех же самых американцев.

Дело в том, что еще в 1993 г. США заключили с Йеменом соглашение о долгосрочной аренде аэродрома и морского порта, выстроенных нашими специалистами на Сокотре и нескольких причалов в Аденском порту, позволяющих контролировать стратегический пролив Баб Эль-Мандеб. Американцам эта сделка обошлась в сущие для них «копейки» – каких-то 80 млн долларов. И уже в октябре того же года они впервые использовали йеменскую территорию для операции в Сомали. Кроме того, опираясь на свои базы в Йемене, они пытаются бороться и против местной крупной ячейки «Аль-Каиды», которая уже не раз успешно нападала на американские военные корабли.

За 15 лет своего пребывания на Сокотре американцы усовершенствовали советские базы. Так, теперь остров может одновременно принять сразу 10 тысяч морских пехотинцев и крупное военно-морское соединение, включая авианосцы. Правда, куда в таком случае придётся податься нашим морякам, неизвестно. Возможно, если мы предложим йеменцам более крупную, нежели американцы, сумму денег за аренду, то хозяева объектов заменят их русскими. Однако в планы США это явно не входит.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *