Сезонное обострение курдского вопроса в Турции

Есть Косово, которое создали, чтобы взорвать Европу. Но есть народы, у которых отняли родину и веками заставляют жить по чужим законам. Это - курды. Осенние обострения бывают не только у язвенников. Для курдов эта осень станет тяжелой. Турция решила решить вопрос национального единства немалой кровью.

Курдское государство существует в Ираке только благодаря поддержке США. У курдов, проживающих на севере Ирака, есть своя валюта, свой флаг, и они даже не считают себя частью своей страны. Например, иракский национальный флаг запрещено демонстрировать на территории северного Ирака, то есть на территории курдской автономии.

Читайте: США своими руками делают из Турции своего противника .

Единственное, что Турция в этой ситуации может сделать - очень жесткими методами приостановить экспансию курдского сепаратизма к себе на территорию. Таким образом, можно будет сохранить единство страны, но полностью решить эту проблему невозможно. Проблема курдов может быть решена двумя путями: либо путем ликвидации курдской автономии на севере Ирака, либо путем создания большого курдского государства.

Разумеется, США выгодно создание марионеточного курдского государства. Это позволит разорвать Ирак и нависнуть над своим союзником, который в последнее время допускает вольности, несовместимые с американским понятием подчинения. Но для Турции это означает конец собственного национального государства.

Так называемая "страна курдов" находится на юго-западе азиатского материка. Название "Курдистан" имеет не государственно-политический, а этногеографический смысл. Территория, на которой курды образуют относительное большинство населения, поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Она расположена примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы и простирается с запада на восток приблизительно на 1 тысячу километров, а с севера на юг - от 300 до 500 км.

Читайте: США провоцируют Турцию на войну с курдами .

Среди курдов отмечается высокий естественный прирост - около 3% в год. Поэтому несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря плодородным долинам Курдистан по плотности населения достигает среднего показателя по Азии до 45 человек на кв.км. По весьма приблизительной оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким образом, курды - крупнейшее национальное "меньшинство" в Западной Азии и самая многочисленная нация в мире, не получившая права на национальное самоопределение.

Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря этой особенности развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политическому разделению этноса государственными границами.

Поэтому "курдская нация" далеко не однородна, прежде всего, в плане религии. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Относительно небольшая часть курдов исповедуют доисламскую курдскую религию - езидизм. Но, независимо от вероисповедания, курды своей "исконной" религией считают зороастризм. В плане языка тоже нет однородности – курдский язык имеет множество наречий.

Со времени образования арабского Халифата (VII век н.э.) вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами как Египет и Сирия. С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы - Иран и Османская империя.

Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639 г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа. Правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, еще более усилил феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась.

На протяжении всего XIX века она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. После Второй мировой войны территорию курдов разделили еще раз - теперь на четыре части - между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. В 20-х - 30-х годах ХХ в. по Турции, Ираку и Ирану прокатилась волна курдских восстаний,.Главное требование было объединение всех курдских земель и создание «Независимого Курдистана».

Восстания под руководством шейха Саида, Ихсана Нури, Сеида Резы - в Турции, Махмуда Барзанджи, Ахмеда Барзани, Халила Хошави - в Ираке, Исмаила-ага Симко, Салара од-Доуле, Джафар-Султана - в Иране не имели успеха.. Молодой курдский национализм и в военном, и в организационно-политическом отношении был слишком слаб, чтобы противостоять своим противникам.

Вскоре после окончания войны в советской зоне оккупации Ирана была провозглашена первая в истории курдская автономия во главе с Кази Мохаммедом со столицей в Мехабаде, начавшая проводить демократические преобразования, но она просуществовала всего 11 месяцев (до декабря 1946) и утратив советскую поддержку в обстановке начавшейся «холодной войны», которая оказала решающее влияние на внутреннюю ситуацию в Курдистане в течение последующих четырех с половиной десятилетий.

И допустить, чтобы Киркук действительно курдским центром никто бы не позволил. Здесь находится почти половина нефтяных запасов Ирака. Стоит отметить, что во времена Саддама Хусейна курдов отсюда насильно изгоняли, чтобы освободить от них богатые нефтью районы. Однако после оккупации Ирака курды в огромном количестве при попустительстве американцев начали возвращаться в Киркук, изменяя демографическую ситуацию в свою пользу. Если Киркук перейдет Курдистану, то курды получат последний экономический козырь в игре на образование собственного независимого государства.

Уже в январе этого года турецкие власти выражали крайнюю обеспокоенность. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что возможный референдум в Киркуке может стать началом регионального конфликта: «Турция не может сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как происходит перемена демографической структуры в Киркуке». Анкара требует от иракских властей пролонгировать решение о референдуме по статусу Киркука и передвинуть его минимум на 5 лет.

И Эрдогана ясно показывает приоритеты Анкары: «В настоящее время Ирак для нас приоритетнее переговоров о вступлении в Евроcоюз». Курдские власти грозятся устроить туркам кровавую баню, если они перейдут границу и приступят к широкомасштабной воинской операции. Президент Ирака Джалал Талабани заявил, что если турки решатся на военную операцию, то это будет воспринято как агрессия против всего Ирака.

Одновременно активизируются столкновения турецкой армии с боевиками Курдской Рабочей Партии на востоке Турции. Стоит отметить, что, судя по настроениям в курдских партийных СМИ, сейчас идет серьезное сближение между кровными врагами – РКК и Демократической партией Курдистана Масуда Барзани, который ныне является президентом курдской автономии. Таким образом, весьма вероятно, что в случае начала серьезного конфликта с Турцией курды смогут действовать слаженно и боевики Оджалана смогут открыть второй фронт в восточных вилайетах Турции, тем самым заставив турецких военных воевать в двух направлениях.

Кроме того, в арсенале РКК всегда находится асимметричное оружие – террористические действия в курортных регионах Турции. В то же время США периодически дают понять Турции, что не намерены мириться с возможностью турецкой интервенции в Ираке. Ту рецкая авиация вновь нанесла удары по позициям курдских повстанцев на севере Ирака. По сообщению военных, бомбардировке подверглись свыше 20 целей в горных районах. Данных о потерях среди повстанцев нет. Напомним, 4 октября 15 военнослужащих турецкой армии погибли в результате нападения курдских боевиков на караул в уезде Шемдинли провинции Хаккяри на границе Турции с Ираком.

В ответ на нападение подразделения турецкой армии, дислоцированные в регионе, начали крупномасштабную операцию, в ходе которой были уничтожены 23 боевика Рабочей партии Курдистана (РПК). Турция пересечет границы Ирака и нанесет удар по своим противникам. Год назад в октябре было практически то же самое. Будут жертвы, но мир не наступит.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить