"Анголагейт": привкус нефти в деле о контрабанде российского оружия

Во Франции начался судебный процесс, уже названный в местных СМИ «Анголагейт». Он связан с делом о поставках российского оружия в Анголу в начале 90-х гг. На скамье подсудимых - бизнесмен российского происхождения Аркадий Гайдамак и сын президента Франсуа Миттерана Жан. При этом у процесса есть отчётливый "привкус нефти": Франция стремится закрепиться в богатой нефтью Анголе и полностью вытеснить оттуда Россию.

Во Франции начался судебный процесс, уже названный в местных СМИ «Анголагейт». Он признается самым скандальным за все 50 лет существования V Республики. На скамье подсудимых находятся 40 человек, обвиненных в организации в 90-е годы незаконных поставок в Анголу оружия российского производства, в том числе и из России.

Это вооружение, по мнению обвинения, сыграло решающую роль в победе просоветской МПЛА (Партия Труда) в гражданской войне против поддерживаемой американцами группировки УНИТА. Бессменный президент Анголы в течение 29 лет Жозе Эдуарду душ Сантуш в начале 1990-х годов явно проигрывал затянувшуюся гражданскую войну УНИТА. После распада СССР, лишившись его поддержки, он обратился за помощью к Парижу.

Прошлогодний визит президента Франции Николя Саркози в Луанду в мае прошлого года (первый за последние 10 лет), казалось, отправил «Анголагейт» в небытие. Об этом говорит тот факт, что визит Саркози стал возможным только после того, как Париж снял обвинения с 15 высокопоставленных ангольских чиновников, которые, предположительно, получили более 55 миллионов долларов в качестве взяток за поставки танков, вертолетов и другого российского вооружения в обход эмбарго ООН.

Как пишет португальская газета Diário de Notícias, в отчете организации Global Witness за 2002 год говорится, что бывший посол Анголы в Париже и тогдашний начальник секретных служб Анголы в период 1993-1998 гг. были непосредственными организаторами поставок вооружения в страну на сумму более чем 790 миллионов долларов. По данным португальского агентства Lusa, Ангола купила за этот период 420 танков, 150 тысяч артиллерийских снарядов 170 тыс. противопехотных мин, 12 вертолетов и 6 военных кораблей советского и российского производства.

Однако, выведя из процесса ангольцев, Франция не закрыла дело в отношении 40 французских чиновников, обвиненных в коррупции и пособничестве предпринимателям Пьеру Фалькону и Аркадию Гайдамаку. По версии следствия, именно они и организовали торговлю оружием. Обоим светит 10 лет тюрьмы.

В 1993 году главные фигуранты дела создали в Словении общество ZTS Ozos, через которое оружие переправлялось в Анголу. Но все переговоры шли в центральном офисе в Париже. Среди упомянутых лиц интересна фигура Аркадия Гайдамака, израильтянина российского происхождения, известного бизнесмена, владельца футбольного клуба "Бейтар", и создателя партии "Цэдек Хеврати" , баллотирующегося на пост мэра Иерусалима.

61-летний Гайдамак имеет также французское гражданство и дипломатические паспорта Канады и Анголы. По некоторым данным, у него есть и российский паспорт, хотя наличие последнего он отрицает. С декабря 2000 года он находится в международном розыске по запросу французской полицией. Бывший советник МИД Анголы, ангольского президента и посольства России в Анголе Гайдамак всегда категорически отрицал, что незаконно торговал российским оружием.

Он выдвинул контробвинение против внешней разведки Франции о подготовке покушения на него. Тем не менее, как частный предприниматель он неоднократно проводил торговые операции с Анголой. «В 1992 году я продал Анголе крупную партию нефтяного оборудования с оплатой поставками местной нефти. По сути, я дал товарный кредит правительству на $70 млн., Это позволило мне близко познакомиться с экспортерами ангольской нефти и высшим политическим руководством страны», - заявил Гайдамак в интервью интернет изданию Angola.ru. в 2002 году.

В Анголе он приобрел предприятия по производству сельскохозяйственной продукции и другую недвижимость. По разным оценкам, его состояние варьируется между одним и четырьмя миллиардами долларов. Полная неизвестность окружает его собственность в Израиле и в России.

Обвинения в адрес Гайдамака практически идентичны обвинениям, фигурирующим в деле против недавно арестованного в Таиланде по ордеру США россиянина Виктора Бута. Это не кажется случайным совпадением. Дело в том, что после развала Советского Союза страны «восточного» блока стали активно продавать оружие советского производства, так как в третьем мире спрос на него оставался высоким.

Опустевшую нишу поставщика в лице СССР заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут. Возможно, скоро мы узнаем еще об одном «оружейном магнате». Тем более сам Гайдамак не скрывает, что был посредником в торговых операциях между Россией и Анголой.

Весной 2007 года в интервью NEWSru.co.il он заявил: "Я сам никогда не занимался торговлей оружием и не мог заниматься торговлей оружием, так как речь шла о взаимоотношениях между законными правительствами двух государств (Россией и Анголой – прим.ред.). Все, что я делал – перенаправлял деньги от продажи государственной нефти (соответствующих государственных ангольских структур) в пользу российских государственных структур».

Теперь об обвиняемых-французах. Среди подозреваемых в коррупции и злоупотреблении властью фигурируют бывший глава МВД Шарль Пасква, его советник Жан Шарль Маршан и сын тогдашнего президента Франции Франсуа Миттерана Жан Миттеран. Их обвиняют в получении миллионов долларов в качестве взяток за легализацию контрактов с ангольскими представителями и сокрытие запрещенных французским законодательством сделок.

Однако, несмотря на серьезные обвинения в адрес высокопоставленных лиц, процесс рискует затянуться и закончиться минимальными наказаниями. Причина весьма проста. Политическая стабильность, установившаяся в Анголе после 26-летней изнурительной гражданской войны, привлекла в страну иностранные инвестиции. Особенно это касается нефтяной отрасли. Ангола сегодня занимает первое место в Африке по добыче нефти (1,9 миллионов баррелей в день), которая, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 18 %.

Франция активно включилась в борьбу за контракты на этом рынке, где ей надо оттеснять таких солидных или традиционных экспортеров как США, Китай и Португалия. Саркози в мае подписал с ангольским руководством договор о сотрудничестве в области нефтедобычи, и незамедлительно этим соглашением воспользовалась французская Total.

Генеральный директор фирмы Жак де Гротте в конце сентября посетил Анголу. Он сообщил, что Total в Анголе приступила к разработке новых богатых месторождений.

Учитывая, что европейские страны стремятся всеми путями уменьшить зависимость от поставок российской нефти, очевидно, что Франция постарается не «упустить» ангольскую нефть и спустит на тормозах «Анголагейт». Первый сигнал уже есть. Так, министр обороны Франции Эрве Морен передал в июле адвокату защиты письмо, где он отзывает обвинения 2001 года в адрес Фалькона, под предлогом того, что сделки совершались не на территории Франции, поэтому не попадают под юрисдикцию страны.

Следует напомнить, что Ангола была одной из последних стран на африканском континенте, получивших независимость, после развала португальской колониальной империи в результате победы «революции гвоздик» в Португалии в 1974 году. Правда, в деколонизации страны была одна особенность. Если Франция и Великобритания предоставляя независимость своим колониям, предавали административную власть де - юре, но де-факто продолжали присутствовать в ней политически и экономически, то португальцы не пытались сохранить свое влияние ни в Анголе, ни в Мозамбике и других колониях.

Поэтому в середине 70-х годов между СССР и США развернулась борьба за бывшие африканские португальские колонии. Особенно это касается богатой природными ресурсами Анголы, где развернулась идеологическая и война, вылившаяся затем в гражданскую. В стране в 1975 году по этническому признаку сформировались три группы, которые затем были преобразованы в партии: MPLA - Партия труда, UNITA и FNLA.

Советское руководство тогда сработало очень грамотно, поставив перед собой цель - создать в Африке плацдарм «социализма» , сделав ставку на MPLA, во главе которой стоял душ Сантуш, получивший образование в СССР (Азербайджанский государственный институт нефти и химии им.М.Азизбекова).

Несмотря на потерю поддержки от СССР и Кубы, Душ Сантуш в начале 1990-х годов, лишившись поддержки СССР и Кубы, тем не менее, выиграл гражданскую войну, и в августе 2008 года на парламентских выборах (признанных на Западе демократическими), его партия набрала 90 % голосов. Удивительно, но брошенные в начале 90-х годов руководством России «на произвол судьбы» Фидель Кастро и Даниэль Ортега в настоящее время являются союзниками России. Президент Анголы - это наш потенциальный, набирающий силу, союзник в Африке.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить