Исторический прорыв через футбол: новый альянс в Закавказье

Впервые в истории Армению посетил президент Турции. Между странами в связи с геноцидом армян 1915 года и войной в Карабахе нет даже дипотношений, поэтому «встреча на футболе» стала настоящим прорывом. Началась большая геополитическая игра. Итогом которой может стать усиление влияния России и Турции в регионе, и вытеснение оттуда США.

Спорт без политики проживет, и даже очень комфортно, но политика без спорта будет себя чувствовать ущербно. Пропадут предлоги для встреч и многие лидеры лишаться благопристойного повода решить многолетние и острые конфликты, возникающие в мире. Использование Олимпийских игр в качестве рычага давления стало «притчей во языцех». Этим никого не удивишь.

А вот использовать отдельные спортивные встречи для наведения мостов можно пересчитать по пальцам. Американцы, в своё время, не зная как, не теряя лица наладить отношения с Китаем, устроили в Пекине турнир по настольному теннису, и получили доступ в экономику этой страны. Приём не новый, но эффективный. Его и посчитали необходимым использовать руководители Турции и Армении.

Читайте: Геноцид армян: продолжится ли большая геополитика на крови?

Президент Турции Абдулла Гюль впервые за всю историю двусторонних отношений между Анкарой и Ереваном посетил Армению. Поводом для этого стала встреча турецкой и армян­ской сборных по футболу. Однако настоящей целью визита являлось начало процесса налаживания отношений Турции с Арменией. Поболеть за национальную сборную вместе с турецким президентом вылетел и министр иностранных дел Турции Али Бабаджан.

Перед матчем Гюль провел часовые переговоры с президентом Армении Сержем Саркисяном — вначале с глазу на глаз, а потом в составе делегаций. Отборочный матч чемпионата мира 2010 года армянские спортсмены проиграли со счетом 0:2. Но спортсмены, а не политики. Сразу по окончании игры президент Турции вылетел из Еревана на родину, оставив своему армянскому коллеге приглашение на ответный матч двух команд в Стамбуле.

Турция и Армения до сих пор не связаны дипломатическими отношениями, хотя Анкара одной из первых в мире признала независимость Армении в 1991 году. Причинами этого являются, во-первых, требования армянской стороны признать факт геноцида 1915 года и, во-вторых, карабахский вопрос. Анкара требует от Еревана освободить Лачинский коридор — азербайджанскую территорию между Арменией и Нагорным Карабахом, оставшуюся под контролем Армении после карабахской войны.

По итогам визита министр ино­странных дел Армении Эдвард Налбандян заявил о готовности установления дипотношений с Турцией без выдвижения предварительных условий, открывая путь к нормализации связей двух стран. Такой подход диктует обстановка, складывающаяся в этом регионе. Перед Анкарой и Ереваном встала проблема, перед лицом которой они вынуждены на время отложить в сторону внутренние противоречия.

И Турция, и Армения заинтересованы в том, чтобы предотвратить дестабилизацию обстановки на Кавказе. Турции жизненно необходима стабильность в регионе, так как именно через Кавказ проходят газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум и нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, имеющие ключевое значение как для экономики самой Турции, так и для поставок энергоносителей через турецкую территорию в Европу.

Анкара также готовится к резкому осложнению обстановки в Курдистане после ухода американцев из Ирака и опасается открытия нового, кавказского театра военных действий. Ереван тоже не заинтересован в дестабилизации на Кавказе. В случае начала большой войны Азербайджан может попытаться вернуть Карабах, воспользовавшись поддержкой Турции или Ирана в зависимости от обстановки. Осознавая это, правительство Сержа Саргсяна согласилось на прямой контакт с турецким руководством, пусть и в такой форме, как встреча перед футбольным матчем.

В ходе встречи армянский лидер высоко оценил предложение Анкары по созданию «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК). Эта инициатива также обсуждалась в Москве главами МИД России и Азербайджана Сергеем Лавровым и Эльмаром Мамедъяровым. Предложение Анкары по созданию ПССК – структуры, похожей на ОБСЕ- вполне закономерный шаг в свете не только кавказских и европейских проблем, но отношения Европы к Турции, которую на континенте, из-за её мусульманской сущности считают государством второго сорта и ни под каким видом не пускают в Евросоюз.

События в Грузии со всей очевидностью продемонстрировали огромные угрозы для Южного Кавказа, способного стать полем битвы между Западом и Россией, что ничего хорошего региону не сулит . Турция – член НАТО и в случае открытого конфликта станет траншеей первой линии. А ей это надо. Турцией легко пожертвуют в случае необходимости. И она это понимает. Тем более, что ситуация на Южном Кавказе близка к драматической: помимо грузинских конфликтов, большим кровопролитием чревато возобновление карабахского конфликта не меньше отравляют атмосферу неурегулированные армяно-турецкие отношения.

Их нормализация соответствует интересам Еревана, интересам Анкары и даже Баку. Война в Грузии продемонстрировала хрупкость связей Еревана с миром и одновременно слабость ставки только на одну транзитную страну. Если же в них участвовала бы и Армения, экспорт углеводородов на Запад не прекратился бы ни на минуту. Ведь через Армению в Турцию могли бы быть построены небольшие страховочные ответвления транзитных газо- и нефтепроводов.

Начинается геополитическая игра, которая может изменить не только политические векторы, но создать центр силы, единые интересы, могут преодолеть противоречия, даже многовековые. Агрессия и геноцид, творимый Грузией, признание Россией Абхазии, Южной Осетии, симптомы нормализации армяно-турецких отношений уже встревожили Баку по карабахскому вопросу и заставили пересматривать свою проамериканскую политику.

Этим обусловлен отказ Азербайджана открыто приветствовать политику США в Грузии, что проявилось в ходе недавнего визита вице-президента Дика Чейни в Баку, и визит главы МИДа Эльдара Мамедъярова в Москву для обсуждения турецкой платформы безопасности и ситуации на Южном Кавказе. Можно считать, что между странами, общая граница которых составляет 330 километров, произошел политический и дипломатический прорыв. И экономика тоже не пострадает.

По подсчетам иностранных экономических экспертов, из-за закрытости границы и непрямого грузооборота с Турцией Армения ежегодно несет убытки в 300-400 миллионов долларов. Выступая на ежегодном совещании послов, Саркисян подчеркнул, что, «не забывая прошлое, мы должны смотреть в будущее, формировать повестку дня, представляющую обоюдный интерес и начать контакты без предварительных условий».

Между Арменией и Турцией уже давно поддерживаются неофициальные отношения. Любой гражданин Армении может через Грузию въехать в Турцию, еженедельно выполняются 4 авиарейса по маршруту Ереван-Стамбул, осуществляются автобусные перевозки. Торговый оборот через третьи страны, в основном, через Грузию, составляет около 100 миллионов долларов в год.

Соединенные Штаты сделали всё возможное, чтобы Турция вышла из сферы их влияния. Создали очаги нестабильности на её границах – иракской, сирийской и грузинской, поставила в унизительное положение по вопросу вступления в Евросоюз, в своё время выдвинули предложения о разделении Ирака на три государства, в том числе курдского. Вошли в Черное море своими боевыми кораблями и нарушили баланс сил в этом регионе.

Пора платить по счетам. Создания регионального альянса "Платформа мира и стабильности на Кавказе", с которой выступил в Москве премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, и инициатива эта получила в российской столице поддержку вполне достойный ответ Предполагается, что в альянс помимо России и Турции войдут Азербайджан, Армения и Грузия. Принципиальное согласие на присоединение к альянсу пока не дал только Тбилиси.

Создание новой организации на Кавказе будет означать усиление позиций в регионе России и Турции — наряду с ослаблением влияния США. Следующим этапом переговоров о создании нового альянса может стать личная встреча президентов России и Азербайджана — Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева.

Два лидера уже поговорили по телефону, решив, что встреча министров должна стать подготовкой к их личным переговорам. Одной из тем предстоящей встречи может стать организация переговоров глав Армении и Азербайджана — но уже не под эгидой Минской группы ОБСЕ, до сих пор курировавшей нагорно-карабахское урегулирование, а при посредничестве президента России Медведева.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить