Лукашенко сделал "мучительный выбор" в пользу России

Минск сделал Западу очередной неприятный сюрприз, выразив желание создать совместную с Россией ПВО. Но поведение белорусского лидера Александра Лукашенко в разгар конфликта России с Грузией и стоящими за их спиной США вызывает массу вопросов. Показательно, что первая реакция Минска на происходящее последовала только тогда, когда наметился российский триумф. До этого сам Батька хранил более чем странное молчание. Подобное поведение объяснялось новыми колебаниями в свете недвусмысленных сигналов с Запада о готовности признать его "своим сукиным сыном" в обмен на предательство России.

Прежде чем поддержать ту или иную сторону, Лукашенко очень долго выжидал. В той или иной форме своё отношение к конфликту успели выразить почти все, за исключением, пожалуй, самых отдаленных от России государств Океании. С гневными обличениями американо-грузинских действий бесстрашно выступила Куба, наплевав на то, что её от США отделяет лишь стокилометровый пролив, Иран, не устающий указывать миру на истинных поджигателей войны из Вашингтона, Венесуэла и даже (что неожиданно) члены ЕС и НАТО Чехия и Словакия.

Читайте: Союз России и Белоруссии: альтернативы "Батьке" пока нет .

Однако братская и союзная нам Белоруссия вела себя так, как будто в Южной Осетии происходил не геноцид российских граждан, а соревнования команд с той и другой стороны по пейнтболу. Подобное поведение стало объектом суровой критики со стороны России в лице российского посла в Белоруссии Александра Сурикова, который, безрезультатно прождав три дня реакции Минска, 12 августа раскритиковал белорусские власти за "скромное молчание". И только тогда Лукашенко отправил во Владикавказ 63 тонны белорусской гуманитарной помощи и прервал воздушное сообщение с Тбилиси.

Чем же объясняется секрет такого олимпийского спокойствия "Батьки"? Дело в том, что буквально в момент начала боевых действий в Южной Осетии ему поступило с Запада предложение, от которого было очень трудно отказаться. А именно – нормализация отношений и признание. Правда, для этого Лукашенко должен был показать свою готовность к тому, чтобы стать в славные проамериканские демократические ряды.

Нет, он отнюдь не смотрелся бы там каким-то страшным динозавром, которым его так любят показывать в Европе и США. Тот же МИхаил Саакашвили, с ног до головы запятнавший себя кровью российских и грузинских граждан, смотрится куда менее демократично, если не сказать ещё более откровенно: Саддам Хусейн, истребивший по несколько курдских и шиитских деревень – и тот по сравнению с грузинским Мишико выглядит этаким эталоном человечности, либерализма и толерантности.

Читайте: В Белоруссии готовят "цветную" революцию" .

Правда, справедливости ради надо сказать, что искушение Лукашенко было действительно большим: заокеанские льстецы в случае предательства им России нарисовали ему такую заманчивую картину, от которой бы и у поляков с прибалтами, вместе взятыми, потекли бы слюнки. Фактически, предложение сводилось к следующему: выпустить из тюрьмы часть оплакиваемых Западом политзаключенных, доказав тем самым готовность мимикрировать в "демократическом" направлении, а за это на голову Александра Лукашенко должны были свалиться разные либеральные блага, позволяющие избавиться от российской "энергетической зависимости".

И вот Лукашенко поручил МИДу улучшить свои отношения с ЕС и США. Однако головокружение от подобного предложения прошло быстро: кроме благодарности за освобождение видного оппозиционера Александра Козулина и медоточивых речей относительно возможных перспектив появления на белорусской почве "коммунизма по-американски" со стороны Запада ничего не последовало.

Ещё болтливая западная пресса тут же обронила, что трансформация "последнего диктатора Европы" вещь хорошая, но для верности его следовало бы заменить кем-то вроде Александра Милинкевича. Такой лидер должен был стать надежным гарантом от сближения с Россией, для подтверждения чего он должен был выразить готовность разместить на белорусской территории верных охранителей западных ценностей в лице НАТовских "миротворцев".

Поскольку ни то ни другое в расчеты белорусского лидера не входило, он с честью выдержал "искушение дьяволом" и в конечном итоге поддержал Россию, видимо, руководствуясь принципом: лучше быть президентом союзной для Москвы страны, чем очередной минутной разменной картой в колоде республиканской администрации США. На встрече с российским руководством президент Белоруссии сделал ему недвусмысленный реверанс. По его словам, "Президент России проявил мудрость во время агрессии. Это была тихая спокойная реакция. В регионе установился мир и очень надолго. Это было сделано аккуратно и красиво".

Более того, по мнению Александра Лукашенко, "Время простых действий и решений закончилось. Наступил момент для непростых действий в рамках Союзного государства". Это заявление следует рассматривать как готовность к совместному отражению возможных агрессивных действий со стороны Запада против России. И ещё сильнее оно звучит на фоне того, что Лукашенко провёл отдельную встречу с президентами Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты.

Одним из проявлений к расширению сотрудничества России и Белоруссии следует считать готовность к заключению соглашения о создании единой системы ПВО, высказанной на прошедшей 19 августа этого года встрече лидеров двух стран. Секретариат Союзного государства пояснил, что это является одним из ответов на размещение американской ПРО в Польше, по мнению Минска, угрожающей не только России, но и Белоруссии.

Между тем, намечается и более серьезное сотрудничество по вопросам углубления взаимодействия в сфере промышленности и не только. И как знать, не станет ли откровенно агрессивное антироссийское поведение США предлогом к тому, чтобы разместить в Белоруссии российское ядерное оружие?

Между тем, Москве следовало бы извлечь из происходящего уроки. Во-первых, не списывать Лукашенко за его минутные слабости, обусловленными во многом предыдущим характером взаимоотношений России и Белоруссии. Краеугольным камнем батькиного недовольства является то, что в глаза Минск называют "братским" и "союзным", а за глаза поднимают расценки на энергоносители.

Во-вторых, Запад активно продвигает своих ставленников в лице любителя Польши и "белорусского Ющенко" Милинкевича и иже с ними. Впрочем, многим белорусам вполне ясно, к чему клонит Запад и его лакеи. Этим отчасти и объясняется секрет политического "долголетия" Александра Лукашенко, которого мало кто считает ангелом и мирится с ним во многом из-за "свежести преданий" и украинского примера с гонениями на русский язык и стремлениями в НАТО. То, что творится там, где властвуют присланные Госдепом США "оранжевые" топ-менеджеры вроде Ющенко и Саакашвили, наглядно говорит само за себя, что ждёт Белоруссию, пойди она за американцами.

Как бы там ни было, Москве следует раз и навсегда уяснить: нравится кому-то Лукашенко или нет, другой альтернативы ему, которая бы устроила Россию, попросту нет.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить