Барбара гоффман: терроризм глазами возможной жертвы

Я работала во Всемирном торговом центре на 28-м этаже. Утром 11 сентября, около 9-ти часов, некая мощная волна почти сшибла меня с ног: наше здание вздрогнуло. Мои сослуживцы выбежали из кабинетов, некоторые кричали, и единственное, что приходило мне в тот момент в голову: главное – сохранять спокойствие.

Спасение

Вице-президент нашей компании вбежал ко мне в кабинет и выглянул в окно. Сказал, что в здание врезался самолет. Тут же кто-то завопил: «Все на выход!», и мы поспешили к лестницам. Там уже была толпа. Повсюду был дым, а с потолка капала вода. Чтобы выбраться из здания, нам понадобилось около получаса: сначала мы перешли во Всемирный финансовый центр, а потом на Хадсон Ривер. Здание пылало. Некоторые в толпе рассказывали, что видели как оттуда вываливаются человеческие тела.

В тот момент мне хотелось лишь выбраться отсюда, поэтому вместе с одним из моих коллег мы вскоре оказались в метро. Я проехала несколько станций в направлении дома, но потом решила немного пройтись пешком. В витрине какого-то банка на 34-й улице, стоял телевизор, я взглянула на экран: на моих глазах рушилась Южная башня.

Я умею держать себя в руках и хранить спокойствие даже в самые трудные минуты. Мне было страшно, лишь когда самолет врезался в здание, потом я уже не боялась и даже пыталась помочь другим.

После нападения на Всемирный торговый центр прошло несколько дней, а дым пожарища все еще жжет мне глаза и горло, и теперь меня пугает любой шум. Конечно, по сравнению со многими работавшими этом здании, в том числе с моими сослуживцами, которых так и не нашли, мне повезло. К тому же, я не потеряла работу, просто работаю теперь в другом офисе.

Ничего удивительного

Не могу сказать, что эта ужасающая трагедия стала для меня неожиданностью. Слишком уж долго Америка недооценивала огромную массу злобы и решимости, скопившихся в тех, кто жаждет отомстить ей за совершенную против них агрессию. Меня просто ужасает наша ближневосточная политика: непоследовательная и неграмотная. Мы самодовольно диктовали свою политику, а между тем, она не защищала наших интересов, и при этом задевала чужие. Журналисты и политики, описывая угонщиков самолетов, постоянно представляют нам каких-то трусов. А между тем, разве это не трусость – сбросить бомбы и улететь, как это совсем недавно делали американские военные в Сербии и по-прежнему делают в Ираке?

Террористические группы на протяжении многих лет предупреждали нас об атаках, а мы все не воспринимаем их всерьез, даже после весьма серьезных случаев (например, тот, в 1993 году во Всемирном торговом центре). Какие чувства, кроме злобы, могут вызывать у меня эти наши недальновидные, безграмотные и просто глупые политики, которым совершенно не задумываются о важности внешней политики. Международные отношения для них - это бросить несколько бомб и потом заявить, мол это послание от Америки. Что ж, вот кто-то и ответил вам на ваше послание, да еще как.

По-моему, большинство американцев не столько удивлены самим фактом нападения, сколько его масштабами. Нам просто не понять этой нечеловеческой твердости фанатиков (мы столько раз слышали о том, каквсе это бессмысленно). А между тем, наше правительство совершает то же самое в Ираке, Сербии и других странах, даже не называя это терроризмом. Мы даже войной это называем редко. Достаточно только найти какого-нибудь монстра, вроде Милошевича или Саддама Хусейна, чтобы оправдать убийство тысяч мирных жителей.

Защита

Конечно, мы должны ответить на эту атаку. Это будет правильно, так положено поступать. Бог с ними, с коалициями, просто нужно сделать это, и сделать избирательно и быстро. А потому уже можно думать о разведке в Вашингтоне и о руководстве, которое будет соблюдать конституцию и проводить рациональную внешнюю политику, приоритетным направлением которой будет защита Америки.

Вспомните преамбулу к нашей конституции: «защита», «благословим свободу» – вот ключевые слова.

Ведь это же конституционная и моральная обязанность правительства Соединенных Штатов – защищать нашу страну от врагов, но при этом воздерживаться от наступательных операций, пока в них не будет крайней нужды.

Те, кто отстаивает внешнюю политику такого рода, любят употреблять разные термины, вроде: неинтервенционистская, антивоенная, сообразная конституции, сообразная морали, антиимпериалистическая и т.д. А я бы назвала ее изоляционистской. Этот термин часто употребляется, дабы показать, что Америке следует совершенно изолировать себя от остального мира – в экономической, культурной и военной области.

По-моему, «изоляционизм» должен означать использование военной силы для защиты Америки от агрессии – не от самалийцев, сербов, иракцев. Наша сила должна основываться на нашей морали, а не нашей военной мощи.

Свобода

Если уже военная агрессия противоречит конституции, то внутриполитические кампании правительства, вроде так называемой войны против наркотиков, методично наступают на нашу свободу.

Помнится, год назад я заглянула в краткий атлас института Айн Ранд и прочитала: «Нельзя управлять невинными людьми. Единственное, где правительство может применить свою власть, это борьба с преступностью. Ну а если преступников не хватает, их можно создать. Так мало человеческих поступков считаются преступлениями, что жить не нарушая закон дальше просто невозможно».

Чем не призыв к войне против терроризма. Помните, Конгресс придал президенту Бушу новые полномочия? Хотя в случае нарастания терроризма от них будет только хуже.

Разум и здравый смысл

Теперь прогулки по Нью-Йорку вызывают депрессию. Повсюду фотографии пропавших людей, которых по-прежнему надеются разыскать их близкие. В газетных заголовках я постоянно наталкиваюсь на слово «война», и единственное о чем я сразу думаю: против кого? Что это за страна такая под названием «терроризм»?

Я очень надеюсь, что победят разум и здравый смысл, а не сиюминутные эмоции, заставляющие бомбить, убивать, разрушать. Нужно лишь отомстить за этот террористический акт и прекратить убивать. Изоляционизм – это не грязное слово, а разумная американская политика, предписанная конституцией.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить