Называют север крайним. И - не зря...

Но все это — было да прошло! И теперь уж — так получается — даже при огромном желании далеко не каждый человек может покинуть этот стылый, ветреный и, в общем-то, почти совершенно не обустроенный край. Север стал крайним не только по географическим понятиям, а крайним вообще, в любом смысле. И это при том, что роль его для государства российского огромна...

Этот документ оказался в нашем распоряжении, в общем-то, совершенно случайно (спасибо Интернету!): семнадцать страниц текста, переполненного великим множеством таблиц и цифр. Абсолютное большинство данных и выводов, приведенных в нем, практически нигде (по крайней мере в полном объеме) не публиковалось. Называется документ сухо: "Информационно-аналитическая справка о социально-экономическом положении северных субъектов Российской Федерации по итогам 2002 года".

Название скучное, а содержание — начнешь читать, не оторвешься! В преамбуле информационно-аналитической справки приводятся, "как положено" в документах подобного рода, "вводные данные". И в них, в частности, говорится о том, что в 2002 году в северных субъектах Российской Федерации, где проживает около 16 процентов населения страны, произведено 22,6 процента промышленной продукции, выполнено 25,9 процента строительных работ, введено 10 процентов жилья, 17,6 процента общеобразовательных учреждений и около 20 процентов объектов здравоохранения...

Читаем дальше. Из северных регионов в консолидированный бюджет страны в минувшем году поступило 28,1 процента всех налогов и сборов и более пятой части — в федеральный бюджет (после этих цифр впору ставить три восклицательных знака!) Более половины северных субъектов РФ являются фактическими донорами федерального бюджета (еще три восклицательных знака).

И при всем при том, что северные регионы — настоящие кормильцы российские, отношение к ним в последнее время — как бы помягче выразиться? — явно оставляет желать лучшего. Прежде всего потому, что, сменив "тактику выживания", правительство России коренным образом поменяло и экономическую политику в отношении "самых крайних". И теперь федеральный Центр, невзирая на вполне естественные сложности северных территорий, выкачивает из этих самых территорий по самому возможному максимуму практически все "прибыльные налоги", оставляя провинции "на жизнь" по минимальной потребности.

К чему это привело? А вот к чему. Северные регионы России, которые всегда раньше "стояли на ногах" куда прочнее "разных там" изнеженных южан, начали испытывать довольно серьезные проблемы.

Этот вывод подтверждает и документ, подготовленный в Совете Федерации РФ: "По сравнению с итогами 2001 года в большинстве северных субъектов Российской Федерации снизились темпы роста промышленного производства, сократились объемы ввода объектов социального назначения, ухудшилось финансовое положение предприятий и организаций, выросла доля убыточных предприятий, увеличилась их задолженность, в том числе по платежам в бюджетную систему и заработной плате".

А вот и вывод, который практически не отличается от нашего: "Политика концентрации доходов в федеральном бюджете...привела к усилению напряженности бюджетов территорий, увеличению числа субъектов РФ, завершивших год с дефицитом консолидированных, региональных и местных бюджетов. Продолжает падать обеспеченность бюджетов территорий собственными доходами, растет их зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета".

(В скобках же отметим, что эта самая "зависимость регионов от федерального Центра" со временем вполне может превратиться в зависимость, сравнимую с наркотической: регионы, не имея возможности вылечиться от любого мало-мальски серьезного экономического недуга самостоятельно, будут вынуждены просить у Центра новой, очередной финансовой "дозы". И тогда при такой прочной зависимости с любым регионом и его руководством можно делать все, чего только всемогущий Центр пожелает. В том числе, понятное дело, и в политическом отношении — известно же: у нас в России экономика и политика — близнецы-сестры...)

И, пожалуй, этот процесс уже пошел: уровень государственной поддержки северных территорий из года в год сокращается. Хотя (это отмечено и в информационно-аналитической справке Совета Федерации РФ) экономика северных регионов "работает" намного эффективнее, чем у наших южных "соседей". Но, несмотря на достаточно высокую оценку эффективности экономики, уровень жизни северян постепенно снижается, а наши товары становятся все менее конкурентоспособными на российском рынке...

Ну а как же, интересно, выглядит на фоне "обиженных" Центром северных российских территорий наша Республика Коми? А по-средненькому. Мы, конечно же (и увы!), не в числе передовиков. Но, впрочем, и в явные аутсайдеры нас не запишешь. Хотя, понятное дело, по потенциальным (и реальным) возможностям вполне могли быть в лидерах!

Однако не стали. Почему? Об этом разговор особый, и причин данному казусу можно найти великое множество. Одна из них, пожалуй, состоит в том, что никак наш Глава РК В.А.Торлопов не может "сколотить" крепкую, экономически и житейски подкованную команду помощников. Поэтому и топчемся практически на месте. Действительно, за минувший год нарастили объем промышленного производства всего лишь на 0,7 процента. Скромнейший результат. А если держать в уме общероссийские темпы роста экономики (3,7 процента; тоже, кстати, негусто), то и вовсе — результат позорнейший. И по этому показателю занимаем мы место в десятке слабейших северных территорий РФ.

И в сельском хозяйстве мы далеко не лидеры. Куда там, если по отношению к 2001 году практически все сельхозпоказатели провалили, а по объему производства в сельскохозяйственном секторе и вовсе "упали" вниз от достигнутого годом ранее (89 процентов от уровня 2001 года). И по этому показателю ниже нас в северном рейтинге только Таймыр, Сахалин и еще два АО (автономных округа) — Корякский да Ханты-Мансийский... Даже Чукотский, которым "рулит", как известно, практически наш земляк Роман Абрамович, вырвался вперед.

Любопытны и показательны данные об убыточности предприятий северных регионов. В этом списке, слава Богу, мы не совсем уж в хвосте. Так — середнячки. Но статистика тем не менее удручает: оказывается, 46,4 процента предприятий республики (от всех работающих, естественно) являются... убыточными. А мы говорим при этом о какой-то там эффективной экономике!

А вот следующие данные (официальные, повторим, данные) могут, пожалуй, повергнуть в шок некоторых "пропагандистов от экономики" республиканского "разлива"... Вспомните, с каким усердием нам постоянно "вешают лапшу на уши": дескать, зарплата у тружеников Коми растет быстрее, чем во многих других регионах. Оказывается, блеф все это!

Из справки Совета Федерации ясно видно (не раз посмотрел, сомневаясь), что по темпам роста денежных доходов на душу населения в минувшем году мы бурно финишировали на четвертом месте. Снизу! Выше нас — практически все северные регионы, в том числе опять-таки Чукотский автономный округ губернатора Абрамовича.

А еще... Очень плохо выглядит Республика Коми и по такому неприятному показателю, как "просроченная задолженность по заработной плате". И здесь мы в лидерах со своей задолженностью (на 1 января 2003 года) в 1245,6 млн. рублей. "Почетное" второе место на Севере. Хуже нас дело с выплатой зарплаты только в Республике Саха... В остальном же вроде бы и нет причин волноваться. Совсем, как в песне: "Все хорошо, прекрасная маркиза..."

Можно хлопать в ладоши?

Петр СВИРИДОВ,
ОАО "Аврора-пресса"

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить