Предолимпийский террор: экстремисты не в силах запугать Китай

Китай потрясен терактом в Синьцзян-уйгурском автономном районе, в результате которого были убиты и ранены 28 китайских пограничников. Эта вылазка экстремистов стала ещё одной попыткой сорвать Олимпиаду в Пекине. Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует эксперт Института стран Дальнего Востока Виктор Павлятенко.

Гибель 16 и ранение 12 китайских пограничников, произошедшие в городе Кашгар в результате вылазки террористов, приурочена к открытию Олимпиады в Пекине. Тем самым кое-кто попытался наглядно показать всему миру, что если уж китайские силовики не смогли отразить удар против самих себя, то что уже говорить про тех, кого им поручили охранять. В результате безопасность проведения Олимпийских игр поставлена под большой вопрос.

Читайте: Для Китая нашли "его Косово" .

Как же случилось так, что защищающие Китай пограничники сами стали жертвой удара? Дело в том, что как всегда и водится в подобных случаях, столь дерзкой вылазки от террористов никто не ожидал: две грузовые машины протаранили на скорости ворота базы, задавив нескольких стражей границы, после чего забросали безоружных пограничников, занимавшихся утренней зарядкой гранатами, и стали добивать ножами ещё живых. Однако уйти им всё же не удалось, поскольку китайских силовиков оказалось слишком много.

Западные эксперты связывают усиление террористической активности с действиями в населенном мусульманами (уйгуры, дунгане и пр.) Синьцзяне сепаратистских группировок, особенно организацией "Восточный Туркестан", добивающейся отделения этой западной китайской окраины от центра и создания на её основе исламского государства.

Читайте: Китайцам доказали, что спорт - это политика .

Напомним, что проблема Синьцзян-Уйгурского автономного округа родилась не сегодня. Еще в начале 1930-х гг. мусульмане под руководством Ма Джуина подняли против власти китайского генерала Чан Кайши восстание, воспользовавшись тем, что на Китай напали японцы. В 1934 г. при активной помощи с одной стороны ушедших сюда белогвардейцев, а с другой стороны советских войск, движение мусульман удалось подавить. В середине–конце 1940-х гг. советские коммунисты смогли удачно использовать сторонников отделения Синьцзяна от Китая для борьбы против Чан Кайши, вступившего в смертельную схватку с их китайскими товарищами.

В конце концов гоминьдановцы потерпели поражение и ушли на Тайвань и в Китае установилась власть Компартии. И одновременно с этим сторонникам независимости западных окраин страны пришлось уйти в глубокое подполье, чтобы оттуда время от времени давать о себе знать террористическими вылазками. Характерный почерк синьцзянских боевиков – взрывы на автобусных остановках, у полицейских участков и административных учреждений.

Впрочем, пик подобной борьбы уже миновал и официальному Пекину одновременно с помощью "кнута и пряника" – суровых репрессий и уступок в культурном и экономическом отношении – удалось полностью взять ситуацию под контроль. Большая часть живущих в Синьцзяне мусульман отнюдь не является сторонниками отделения, прекрасно интегрировавшись в китайское общество. Впрочем, небольшая группа радикалов от борьбы отказываться не намерена.

Впрочем, создаётся ощущение, что тут задействованы какие-то силы извне, поскольку эта вылазка лишь продолжила цепь терактов и выступлений, произошедших накануне открытия летних Олимпийских игр-2008. Стоит заметить, что еще в апреле этого года китайские власти арестовали в том же Синьцзяне группу из 35 человек. По версии спецслужб страны они планировали захват заложников из числа спортсменов, приехавших на Олимпийские игры. Ранее произошли массовые беспорядки в столице Тибета Лхасе, в том числе и под лозунгами против проведения в Китае Олимпиады как "недемократичной" стране.

Кто же стоит за спиной экстремистов и чем закончатся их вылазки? В своём комментарии "Правде.Ру" эксперт из Института стран Дальнего Востока Виктор Павлятенко заметил: "Китайцы в любом случае проведут Олимпиаду, что бы там не делали уйгуры и те, кто им помогает. Они традиционно решат все проблемы и демократическим, и недемократическим путем, хотелось бы того кому или нет. Тоже самое касается и ситуации в Тибете. Дело в том, что местному населению обострение невыгодно и борьба против центра сходит на нет".

Исходя из имеющихся данных, нетрудно предположить, кто именно руководит действиями террористов. Те же уйгурские сепаратистские группировки пользуются почти открытой поддержкой Запада, как и Далай-лама. В первую очередь это относится к США. Напомним, что многие западные страны призвали Олимпийские игры в Китае к бойкоту на том основании, что якобы официальный Пекин притесняет национальные и религиозные меньшинства.

Особенно это касалось ситуации в Тибете, где сепаратисты предприняли быстро подавленную попытку восстания. Среди самых ярых ненавистников китайского единства и инициаторов бойкота Олимпиады в Китае кроме "традиционных" американцев выступили и французы. Впрочем, последним отнюдь не мешают при этом угрызения совести предлагать Пекину строительство атомных станций.

Но зачем всё это обострение Западу? Дело в том, что, разыгрывая сепаратистскую карту, как это уже было у нас на Кавказе, он в очередной раз стремится развалить опасного политического и экономического конкурента, на этот раз в лице Китая. А Олимпиада в данном случае служит лишь очередным поводом для вмешательства. Впрочем пока в Пекине не разделяют либеральных методов управления, бояться за единство Поднебесной не стоит.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить