Караджича ожидает судьба Милошевича

Белград выдал международному трибуналу в Гааге легендарного лидера боснийских сербов Радована Караджича. С применением особых мер безопасности его доставили в Голландию, после чего его перевезли в ту же самую тюрьму, в которой скончался бывший президент Сербии Слободан Милошевич. Скорее всего, его коллега из числа боснийских сербов не станет исключением. Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль.

Защита Караджича утверждает о том, что она опротестовала его экстрадицию как незаконную ещё до истечения установленного на это сербским законом срока. Однако надеяться на то, что Запад признаёт незаконность его выдачи и вернёт его на Родину, не стоит. Обычно попавшие в цепкие лапы западного Шемякина судилища в Гааге обратно не возвращаются.

В чём же обвиняют Радована Караджича, именуемого на Западе "чудовищем", "сербским Гитлером" и т.п.? Напомним, что он 13 лет скрывался от международного правосудия, которое обвиняло его в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности на территории Боснии и Герцеговины во время войны 1995–96 гг., в том числе уничтожение восьми тысяч боснийских мусульман в ходе этнических чисток. Показательно, что обвинительный акт против Караджича занимает целых 27 страниц. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что подсудимый вряд ли еще когда-либо увидит свою родину. Об этом свидетельствует и настрой судей, на которых давят некоторые западные политики, считающие, что Караджич заслуживает пожизненного заключения.

Ему вменяют в вину депортации, изнасилования, жестокое обращение, убийства, совершаемые в лагерях для интернированных; организацию осады Сараево, взятие в заложники свыше 200 "голубых касок" и военных наблюдателей ООН. Гаагский трибунал уже квалифицировал произошедшее в Сребренице "геноцидом", создание концлагерей – "преступлением против человечности", а события в Сараево и захват ООНовцев – "военным преступлением".

Почему Белград решил выдать любимца боснийских сербов на заведомую расправу? Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль: "Арест Караджича – логическое завершение цепочки, которая должна быть в любом преступном пути. Это надо прежде всего для сербов, т.к. страна нуждается в обновлении и она этого желает, что отлично показывают результаты выборов и референдумов. Правда, всегда есть те, кто хочет реванша "великой Сербии". Но "великие страны" и "великие диктаторы" обречены – таков ход истории".

Кроме того, нынешний прозападный президент Сербии Борис Тадич любым способом пытается ублажить Запад, чтобы вступить в Евросоюз, который взамен обещает ему разные блага, главным образом, материальные.

Одно из главных условий – выдача всех обвиняемых в военных преступлениях сербов, которых на сегодняшний день выловлено аж 42 человека. Впрочем, "сдача" Караджича не означает, что Белград за подобное предательство тут же окажется в ЕС. Для этого ему, по крайней мере, нужно отыскать и изловить еще двоих неугодных Западу деятелей: бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича и бывшего главу республики Сербская Краина Горана Хаджича.

Директор канцелярии по сотрудничеству с Гаагским трибуналом при правительстве Сербии Душан Игнатович открыто говорит о том, что "Мы должны это сделать, чтобы стать нормальным государством, членом семьи европейских народов".

Нет никаких сомнений в том, что этот курс, несмотря на волну протестов и резкий рост политической напряженности в Сербии, последовавший после выдачи Караджича, будет продолжен. Слишком уж лакомую "конфету" предлагает Запад еще не оправившемуся от разгрома 1999 г. Белграду.

К тому же западные аналитики полагают, что большинство сербов не станут защищать "беглых преступников" и благоразумно предпочтут второсортную работу в Европе, на которую не идут те же немцы или французы, жалкому прозябанию в разрушенной НАТО Сербии. По их мнению, в пользу подобного утверждения говорят нынешние выступления в защиту Караджича, размах которых во много раз меньше тех, которыми сопровождалось отделение Косово. Так, американские эксперты приводят данные о том, что протестовать против выдачи лидера боснийских сербов вышли 15 тысяч человек, тогда как на косовские события откликнулось около 100 тысяч "националистов".

Виноват ли Радован Караджич в приписываемых ему преступлениях? Разумеется, остаться "чистым" в период этнического конфликта, сопровождавшегося невиданными жестокостями и чистками с той и другой стороны, при этом возглавляя одну из неё, просто невозможно. Однако возникает вопрос: почему почти 90% разыскиваемых Международным трибуналом составляют сербы, и почему на скамье подсудимых практически нет представителей руководства хорватов и боснийских мусульман, которые были повинны в сербских чистках? Всё это заставляет задуматься о заданной направленности расследования преступлений на территории бывшей Югославии со стороны ЕС.

Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль" "Что касается того, что Гаагский трибунал по бывшей Югославии в основном осудил сербов, то смею напомнить, что Нюрнберг вообще осудил только немцев, хотя тот, кто развязывает ненависть и тоталитаризм, тот и отвечает. А первичную ответственность за распад Югославии несет руководство Сербии (Милошевич, есть Караджич) и те, кто их подстрекают к безответственным действиям".

Впрочем, даже если случится чудо и вместо "пожизненной вышки" смилостивившиеся западные судьи дадут ему, к примеру, 15 или 20 лет тюремного заключения, особого значения это не имеет. Для 63-летнего Радована Караджича это будет равносильно вынесению смертного приговора.

Впрочем, дождётся ли он суда, неизвестно, поскольку для тюрьмы Гаагского трибунала является нормой, когда подследственные, 90% которых составляют сербы, до него просто не доживают. Напомним, что Слободан Милошевич стал четвертым узником Гааги, скончавшимся там до вынесения судебного решения.

Никто не может дать гарантии, что тоже самое не произойдёт и с Караджичем, поскольку директор канцелярии по сотрудничеству с Гаагским трибуналом при правительстве Сербии Душан Игнатович предсказывает, что суд над ним продлится до 2010 года. А за два года может многое случиться.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить