К 1020-летию Крещения Руси: все украинские раскольники кончили плохо

Украина с размахом празднует 1020-летие Крещения Руси. "Оранжевые" пытаются использовать это событие для "благословления" раскола православной церкви, отдаления страны от России и приближения к НАТО. Однако история учит тому, что все украинские раскольники закончили очень плохо.

Беда украинского народа в том, что в нем слишком сильна подсознательная память о тех временах, когда Киев был Матерью русских городов, и за право называться Великим князем киевским сложили голову десятки и десятки простых русских князей. Такое не забывается и не забудется никогда. Но возвращает утерянный статус Мать городов русских несколько нерусским способом.

Чиатйте: Исторические метания Ющенко приведут к власти Тимошенко .

Если в 1988 году весь Советский Союз отметил 1000-летие крещения Руси, то в 2008 году Украина, осознав всю свою историческую значимость, решила отпраздновать 1020 лет. Да не просто так, а с подковыркой. По инициативе главы организационного комитета торжеств и первого президента Украины Леонида Кравчука последовало приглашение на празднование Вселенского патриарха Варфоломея – «это знаковое событие для Украины, и оно должно стать импульсом для создания на Украине Поместной церкви».

Один из лидеров Украинской народной партии Василий Червоний, публично заявил: «Если визит Вселенского патриарха Варфоломея будет направлен лишь на укрепление Московского патриархата на Украине - то этот визит станет черной страницей в истории. Организаторы празднования 1020-летия Крещения Украины-Руси в Киеве будут выглядеть не строителями, а могильщиками независимой Украинской церкви. А патриарх Варфоломей, перед сознательным украинством будет выглядеть не самостоятельной религиозной фигурой на православном пространстве, а марионеткой Москвы».

А «поместный» патриарх Филарет поспешил провести «Поместный собор» Украинской церкви Киевского патриархата, на котором отказался признавать верховенство Русской православной церкви. За подобные слова и другие порочащие сан священника действия еще на Архиерейском соборе в 1992 году на тот момент митрополит (а не «патриарх») Филарет Денисенко был лишен сана и предан анафеме, как лицо, подрывающее единство церкви. Маловероятно, конечно, чтобы Вселенский патриарх, предпринял шаг, не только уничижающий Русскую православную церковь, но и провоцирующий раздоры в православном мире.

Читайте: "Оранжевые" пытаются сплотить Украину вокруг российской угрозы .

В любом случае глава Кипрской православной церкви за три дня до начала торжеств, принял решение ответить отказом на приглашение принять участие в мероприятиях в Киеве. Это связано с тем, что посетивший недавно Москву предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостома разделил озабоченность Алексия II вмешательством властей Украины в церковные дела. «Нас очень печалит такая ситуация, - сказал он. - Мы не согласны с подобными действиями. Священные каноны должны стоять на первом месте в Церкви и должны неукоснительно соблюдаться. Мы призваны созидать, а не разрушать единство».

К сожалению не только «раскольник» Филарет, занявшийся постройкой своей анти-Почаевской лавры, ратует за откол от Русской православной церкви. В резиденции митрополита Киевского и всея Украины состоялось очередное заседание Священного Синода Украинскойправославной церкви Московского Патриархата. На нем было выработано обращение к Алексию Второму с требованиями «внести в Устав уточнения, обусловленные правами расширенной автономии Украинской православной церкви».

Рассматривая странные на первый взгляд шаги Киевской митрополии нельзя не обратиться к истории вопроса. Украина, на протяжении веков являясь полупольской территорией, причем очень неспокойной, достаточно долго сохраняла и свой независимый статус, и свое православное вероисповедание.

Ситуация резко изменилась в 1596 году, когда ослабление Московского государства, проблемы с престолонаследием в нем, вынудили польское правительство по-новому взглянуть на ситуацию и перспективы. Смутное время (1598-1613) на Руси стало прямой причиной скоропалительного окатоличивания украинского населения. Польская знать просто не могла потерпеть такую «партизанскую» прослойку в своих землях, коль скоро собиралась завоевать Россию и воцариться в Москве.

Украинская шляхта и Церковные верхи (за исключением львовского епископа Гедеона Балабана) тогдашней Украины под нажимом польских светских и католических церковных правителей заключили в 1596 году с папой римским Климентом VIII Брестскую унию (unio – единство, присоединение). Украинская верхушка рассчитывала посредством унии сравниться в правах и привилегиях польскими католическими верхами, устав находиться на вторых ролях. О вере отцов было как-то позабыто.

Как и положено, наиболее агрессивно новшество было воспринято широкими слоями ни в чем не заинтересованного населения, которое совершенно неожиданно лишили веры. Недовольство масс вкупе с неудачным походом поляков на Москву накалило ситуацию до такой степени, что в конечном итоге привело к всеобщей национально-освободительной войне украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого, разделу Польши и присоединению части Украины к Московскому государству.

Тем не менее, униатство как вид не исчезло. Униатская митрополия сохранилась в Галиции, которая в 1795 году вошла в состав Австро-Венгрии и сыграла свою крайне непривлекательную роль как во времена Первой, так Второй мировых войн всячески поддержав немецко-нацистские расправы на украинской территории.

Вероятно, именно по этому современная украинская церковь не приемлет понятия «уния», а заменяет его на «Поместная церковь», да и независимости требует от Вселенского патриарха. Хотя первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что «что создание единой поместной Церкви - это полустанок на пути к подчинению этой православной Церкви более мощной и более ресурсно богатой Римско-католической церкви». Тем более, при учете перспектив войти в НАТО и ЕС.

Надо сказать, что униаты, как и любые предатели, всегда пытались найти свою историческую выгоду и всегда (действительно, всегда) ошибались. Одним из характерных примеров был Мазепа – униат по вероисповеданию, полученному в семье. Умнейший человек своего времени, безукоризненно расчетливый, 20 лет служивший Петру Первому верой и правдой, сделал одну единственную ошибку. И проиграл. Карл Х II имел гораздо больше шансов на успех и одержи он победу – быть Мазепе возможно и королем Украины. История России как всегда не поддалась расчету.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить