Почему многонациональной Швейцарии не грозит распад?

Едва возник "косовский прецедент", мгновенно накалились страсти буквально во всех странах, где есть проблема сепаратизма - на Украине, в Грузии, Молдавии, Великобритании, Испании... И, кажется, все забыли про пример Швейцарии, где благодаря мудрой внешней и внутренней политике этот вопрос решен почти образцово. Несмотря на языковую и религиозную пестроту, развал ей вряд ли грозит. И присмотреться к опыту одной из хозяек Евро-2008 не мешает и странам бывшего СССР, и богатым государствам Запада.

Возникает ощущение, что мир сошел с ума после «признания» Косово. Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Шотландия, Фландрия, Каталония, Тибет, Квебек… Можно ещё долго продолжать список мест, где пресловутый национальный вопрос вот-вот приведет к перекройке границ. «Образцом» в этом процессе оказалась Югославия – страну просто порезали по кускам и, наплевав на международное право, провозгласили «независимость» Косово.

Положительные примеры решения подобных конфликтов можно пересчитать по пальцам. Сразу же вспоминается «бархатный развод» Чехии и Словакии. Однако в центре Европы есть уникальная модель сосуществования на небольшом пространстве людей различных национальностей, вероисповедания и политических пристрастий. Это Швейцария – страна, которая до конца июня окажется в центре всеобщего внимания в связи с проведением Евро-2008.

Швейцарцы считают, что их страна ведет свой отсчет с 1291 года, когда три кантона сумели отстоять свою независимость от будущей империи Габсбургов. Так что маленькой разделенной на множество субъектов стране удается остаться сплоченной вот уже восьмой век. Несмотря на то, что в стране нет никаких полезных ископаемых и нет выхода к морю. Но первые ассоциации всплывающие при упоминании Швейцарии - курорты, превосходные часы, банки, сыр, шоколад. И, конечно, высочайший уровень жизни.

На первый взгляд, Швейцария - страна противоречий. Действительно, здесь в 26 кантонах проживают представители четырех этнических групп. Это германошвейцарцы (70% коренного населения), франкошвейцарцы (20%), италошвейцарцы (10%) и ретороманцы (менее 1%). Столь же разнородна Швейцария и в религиозном отношении: чуть более половины населения - протестанты, оставшиеся – католики. Тем не менее, страна достигла гармонии и процветания.

Учитывая такую пестроту, власти Швейцарии в своё время предусмотрительно установили три государственных языка - немецкий, французский, итальянский. Четвертый – ретороманский – получил статус официального. При этом в каждом кантоне разрешается использование на официальном уровне диалекта, на котором изъясняется местное население.

Швейцария, которая со дня принятия в 1848 году Конституции наращивает свое благосостояние, выбрала конфедеративную модель. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Глава государства - президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная Федеральному совету (правительству).

В стране действует модель прямой демократии - население принимает непосредственное участие в законодательном процессе как на уровне федерации, так и в кантонах. Причем в парламенте и при распределении министерских портфелей предусмотрены квоты, дабы были пропорционально представлены интересы всех проживающих в стране граждан. При этом по жизненно важным вопросам (например, присоединения к ООН или шенгенской зоне или легализации продажи наркотиков) в стране проводятся референдумы.

Территориальное устройство в Швейцарии как и вся модель уникальны, и некоторые видят в нем образец для будущего устройства Единой Европы. Здесь четко не обозначены территориальные границы проживания различных меньшинств, которые часто перекрывают одна другую. В то же время границы кантонов проведены примерно в соответствии с этническими границами. Так, 18 кантонов являются немецкими, 4 – французскими, 1 – итальянским, 1 – смешанным немецко-французским и один – смешанным германо-ретороманским.

Тем не менее, кантоны отнюдь не моноэтничны. И во избежание конфликтных ситуаций местные власти выработали свои законы на каждой конкретной территории. По той же причине структура высшей государственной власти строится по принципу пропорционального распространения языков, религий и основных политических партий. Учитывая устройство своей страны, много лет назад власти Швейцарии во внешней политике проводят принцип постоянного нейтралитета. Это было единственно разумным решением – ведь германо- и франкошвейцарцы в двух мировых войнах поддерживали разные стороны.

С тех пор, как в 1814-15 гг. Венским конгрессом был гарантирован "вечный нейтралитет" страны, мимо нее прошли все пожары мировых войн. Страна не входит в военный блок, и в швейцарских школах учителя повторяют ученикам, что нейтралитет был счастливым решением, позволившим "избежать раскола страны". Между "немецкой", "французской" и "ватиканской" сторонами основатели Конфедерации в один прекрасный день выбрали "швейцарскую сторону", верность которой они возвели в догму.

Из Международных организаций благочестивые швейцарцы разве что отдали предпочтение ООН. Решение присоединиться к Организации Объединенных наций приняли лишь 10 сентября 2002 года. А в 2007 году они дали согласие на вступление в шенгенскую зону. Что касается ЕС или зоны евро, то кэтому большинство швейцарцев относится весьма прохладно.

Гостеприимную солнечную Грузию в советские времена называли маленькой Швейцарией. Но первое, что сделали «воодушевленные швейцарским примером» грузинские власти после обретения независимости, - установили один государственный язык в стране, где проживает более 120 национальностей. Также поступила и получившая независимость Молдавия. А национализм украинских «оранжевых» просто стал притчей во языцех. Как итог - над наступившими на грабли национализма молодыми демократиями навис дамоклов меч сепаратизма.

Думается, что даже бушующему по поводу возможной потери Абхазии грузинскому руководству такая толерантная модель даже не снилась. По крайней мере, в холерических поисках урегулирования Саакашвили ссылался то на Квебек, то на Южный Тироль, но никак не на Швейцарию. Не видят в ней образца для подражаний ни в Молдавии, ни даже в Бельгии или Испании. Во всех этих случаях говорят о расширенной автономии, но смысл этого понятия остается расплывчатым. И, как следствие, обстановка всё время накаляется.

Швейцарский народ - это нация доброй воли, основанная на политическом порядке, заложенном в Конституции, и это придает ей так называемое "коллективное самосознание". Все особенности - этнические, языковые, экономические, культурные - отступают на второй план. Конечно, проблемы в ней есть, а с увеличением числа иммигрантов из стран Азии и Африки они только нарастают.

Тем не менее, именно хозяйка Евро-2008 показала, как можно решать межнациональные конфликты. И этому у Швейцарии следует поучиться и властям республик бывшего СССР, и странам Азии, и даже другим богатым государствам Европы и Северной Америки.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы