Китай берет под контроль Евросоюз

Во время горячих дискуссий о будущем Балкан президент Сербии Александр Вучич всегда начинает говорить о своих главных целях в президентском кресле — дорогах и экономике. Сербия сейчас находится в водовороте изменений, с помощью которох Вучич хочет открыть двери своей стране в Евросоюз. Чтобы воплотить свою страсть в жизнь, президент Сербии полагается не столько на скупых европейских кредиторов, сколько на амбициозные политические силы и старого союзника в лице Китая.

Не стоит питать иллюзий: Сербия больше не смотрит с восхищением на Россию; по крайней мере, ее правящая элита. Россия больше не ведет активную политику на Балканах по ряду объективных причин, а дожидаться изменения внешней политики Москвы местные политики не намерены. К власти в Белграде пришли проевропейские силы, которые несмотря на исторические традиции больше смотрят в перспективе на Запад, чем на Восток.

Сербия — одна из беднейших стран Европы с населением чуть более семи миллионов человек; ее сложно представить тем самым партнером, с помощью которого Китай собирается проникнуть в Европу. Однако давние связи между двумя странами в сочетании с географическим положением поставили Белград на центральное место балканской политики Пекина.

Сотрудничество получается взаимовыгодным: Сербия отчаянно нуждается в инвестициях в экономику и инфраструктуру в максимально сжатые сроки, а Китай выполняет свою давнюю идею: создает значительную опору на юго-востоке Европы и усиливает свое влияние в странах, которые, вероятно, в скором времени станут полноправными членами Евросоюза.

За последние несколько лет Китай очень сильно вложился в Сербию: взять хотя бы мост через Дунай на 170 миллионов евро или тепловую электростанцию в Белграде за 700 миллионов. А еще китайская компания купила единственный металлургический завод в Сербии, обещая оживить затухающее производство — без сокращения рабочих мест.

Особые условия делают китайское финансирование исключительно привлекательным. В отличие от таких международных кредиторов, как Всемирный банк, Китай часто готов финансировать проекты с сомнительной экономической отдачей по ставкам ниже рыночных. Да и поскольку фонды ЕС доступны только для членов союза, Китай является единственной альтернативой для таких стран, как Сербия.

Министр транспорта республики Зорана Михайлович считает, что самым сложным до прихода Китая было получение кредитов от западных государств: "А сейчас, когда мы обсуждаем свои проекты, они спрашивают: "Почему Китай?". Если честно, просто потому, что у них есть деньги".

Для Китая инвестиции имеют и экономическое, и политическое значение. Балканы образуют важный коридор в пекинском донкихотовском проекте "Один пояс — один путь". А прокладывание новых торговых путей по всему миру — стратегия наращивания как экономического, так и политического влияния. В данном случае на Евросоюз.

В прошлом году китайский судоходный гигант Cosco завершил сделку по приобретению контрольного пакета акций крупнейшего в стране греческого порта Пирей. Китайцы уже инвестировали около 600 миллионов евро в модернизацию объекта, превратив его в один из 50 крупнейших портов мира. Китай превращает Пирей в свой европейский плацдарм.

Для китайских кораблей, отправляющихся в Европу через Суэцкий канал, относительно близкий Пирей является гораздо более привлекательным вариантом. А если обеспечить Балканы современной инфраструктурой для перевозок грузов, то объемы торговли будут нарастать с каждым годом.

Однако масштабный доступ к рынку ЕС — это лишь часть истории. Китай намерен не просто отправлять грузы в Европу, он хочет и вывозить продукцию. Долгосрочной целью Пекина является создание собственной промышленно-производственной базы для обслуживания не только европейского рынка, но и новых развивающихся евразийских рынков от Восточного Средиземноморья до Ближнего Востока и Индии.

Китай создал инвестиционный фонд с казной в 10 миллиардов евро, чтобы финансировать инфраструктурные проекты в странах, расположенных от Балтики до Балкан. Основная цель — получить экономический контроль над регионом, который значительно отстает по богатству от Западной Европы. А Сербия, находящаяся в самом его центре, является стержнем плана Китая по созданию сухопутного моста из греческого Пирея.

Китай не только ремонтирует железные дороги, остававшиеся неприкосновенными с момента их постройки в XIX веке, но постепенно интегрируется в местную промышленность. К примеру, берлинские чиновники уже давно наблюдают за захватом таких ключевых отраслей как робототехника и приборостроение. Но сделать ничего не могут по одной простой причине: тендеры, проверки и прочая брюссельская бюрократия уже никого не интересуют. Китай делает все быстро и без лишних вопросов, чем ставит себя вне конкуренции.

Очевидно, что такие бесконтрольные инвестиционные потоки предоставляют Пекину рычаги влияния в регионе, которые те же Сербия и Греция отдают ему добровольно. Тем не менее Китай еще не проявил своей политической воли, и из-за этого оставляет всех в замешательстве. Однако если присмотреться, то можно заметить, как премьер Греции Алексис Ципрас постоянно блокирует заявления ЕС по Китаю, которые не соответствуют интересам председателя Си Цзиньпина.

Через несколько лет, если ЕС продолжит расширяться, а Китай — вкладывать деньги, Коммунистическая партия Китая будет иметь в брюссельских кабинетах не только греческого лидера, но и не меньше десяти других близких друзей. А стареющим гегемонам, ослабленным торговой войной с Россией, — Германии и Франции — придется туго в борьбе с мощной КНР, которая будет держать в кулаке всю экономику, а значит, и политику Восточной Европы.

Автор Виктор Денисенко
Виктор Денисенко — журналист, политолог, политический комментатор, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *