Казаки и добровольцы Кавказа помогут Сухуми и Цхинвали отстоять независимость

Казаки и горцы Северного Кавказа договорились помочь Абхазии и Южной Осетии против возможной агрессии Грузии. Ситуацию для "Правды.ру" комментируют известный среди казаков главный редактор общеказачьей газеты "Станица" Георгий Кокунько, Единый пресс-центр Республики Южная Осетия и начальник Информационного центра Югоосетинской части Смешанной комиссии по урегулированию Грузино-югоосетинского конфликта Инал Плиев.

В Черкесске прошел слет бывших командиров добровольческих казацких и горских отрядов, сражавшихся против Тбилиси в 1992–93 гг. на стороне абхазов. Присутствовали и официальные представители Абхазии, а также Северной и Южной Осетии.

Подобное "свидание" преследует иную цель, нежели празднование 15-летнего юбилея со времени разгрома грузинских войск в Абхазии. Цель нынешнего "сполоха" среди народов Северного Кавказа – обсуждение агрессивных устремлений Тбилиси против их братьев-абхазов и осетин и выработка мер противодействия.

Ответ командиров отрядов был довольно жестким. В своей итоговой резолюции они заявили о своей готовности вновь поддержать ту же Абхазию, вокруг которой Грузия нагнетает страсти. Для этой благородной цели на съезде объединились ветераны Абхазской войны 1992–93 гг. из самой Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Это не случайно, как не случайно и то, что съезд проводился в столице Карачаево-Черкесии, поскольку абхазы, как и представители этих республик, принадлежат к абхазо-адыгской (адыго-черкесской, черкесской или северо-западной) языковой группе народов Северного Кавказа. И потому заявления о "братстве" абхазов с прочими представителями Западного Кавказа вовсе не голословные.

По словам видного участника съезда Анзора Глоова, тем самым представители народов Кавказа дают понять, что в противовес Грузии, опирающейся на Запад, Абхазия может опереться на друзей с юга России.

Еще в 2006 г. тогдашний Президент Чечни Алу Алханов со слов грузинской "Ахали таоба" заявил: "Во время первого грузино-абхазского конфликта никто не посылал туда добровольцев. Они сами поехали и, если будет попытка силового решения кризиса, не исключено, что появятся новые добровольцы". И в начале этого года уже появлялись сообщения, что в Абхазию и Южную Осетию прибыло по батал ьону чеченцев.

Кроме того, к "черкесскому объединению" пожелали присоединиться донские и терские казаки, которые также активно поддержали абхазов и осетин в тяжелые дни войны за независимость. Не останется в стороне и кубанское казачество. У самих казаков отношение к абхазам и осетинам самое теплое: "Почему бы тем, кто хочет присоединиться к России и вообще тянется к нам?

Но есть ли еще порох в казацких пороховницах? Ведь за 15 лет утекло много воды: если в начале 1990-х гг. казачье движение было на подъеме, что отразилось в его активном участии в конфликтах на территории бывшего СССР от Приднестровья до Нагорного Карабаха, то теперь складывается впечатление, что оно несколько угасло. И смогут ли казаки в очередной раз сыграть роль защитников своего абхазского соседа и братьев-казаков из числа осетин?

Ситуацию для "Правды.ру" прокомментировал известный среди казаков-кубанцев, главный редактор общеказачьей газеты "Станица" Георгий Кокунько: "Казаки действительно сильно помогли Абхазии. И не столько даже в собственно военном, боевом плане, сколько в моральном плане. Сам факт присутствия и казачьих, и северокавказских горских подразделений на фронте (к тому же выделявшихся на уровне противостоящей стороны своей боеспособностью), наглядно свидетельствовал о российской поддержке одной из воюющих сторон. Все понимали: само формирование и появление в боях этих подразделений не могло произойти без негласного одобрения Москвы. Если не сказать больше – без прямой поддержки российских военных. Нередко казачьими отрядами командовали отставные офицеры российской армии, и в составе их воевали бывшие военнослужащие нашей армии. Кое-кто из них потом остался в составе абхазских вооружённых сил, многие участвовали в других военных конфликтах (таких, как Югославия, Приднестровье).

В случае нового обострения ситуации можно рассчитывать, что часть членов казачьих организаций снова возьмётся за оружие. Хотя, конечно, и само движение это переживает нелёгкие времена, и энтузиазма поубавилось. Неустроенные по жизни люди, тем более с боевыми навыками – в первую очередь готовы воевать. А те, кто обзавёлся серьёзной работой, большой семьёй – вряд ли.

К тому же, я думаю, сейчас ситуация не та – если в 90-х годах государство было ослаблено, само не знало, чего хочет (в том числе и на Кавказе), то теперь оно и само может открыто защищать свои интересы, не укрываясь за спинами добровольцев. Если тогда немалая часть интеллигенции ещё склонна была испытывать некий комплекс вины перед той же Грузией, то сегодня стараниями внутрироссийской государственной пропаганды, и того же "президента Миши" никто больше в нашей правоте не сомневается. А ощущение, что "наше дело правое" – штука здесь наиважнейшая!"

Огромную роль в разгроме Грузии сыграли и кавказские добровольцы. По данным бывшего президента Конфедерации горских народов Кавказа (КгНК) и ветерана Абхазской войны Мусы Шанибова, бывший абхазский лидер "Ардзинба высоко оценил вклад добровольцев из республик Северного Кавказа в победу над войсками Грузии. И если Абхазия не была уничтожена, то в этом заслуга конфедерации".

По его оценке, благодаря КгНК, не считая казацких отрядов и бойцов, пробиравшихся самостоятельно, на защиту абхазов прибыло до 7 тысяч человек, представляющих 23 народа, которые были организованы в батальоны по национальному признаку. По мнению самих абхазов, наиболее боеспособными оказались кубанские казаки, чеченцы и кабардинцы.

В свою очередь, в своем комментарии "Правде.ру" в Едином пресс-центре Республики Южная Осетия по поводу прошедшего в Черкесске съезда заявили: "В случае необходимости поддержка народов Северного Кавказа и казачества нам обеспечена.

И хотя начальник информационного центра Югоосетинской части Смешанной комиссии по урегулированию Грузино-югоосетинского конфликта Инал Плиев заявил: "О прибытии добровольцев из других регионов к нам мне ничего неизвестно", в то же время он предположил, что "в случае необходимости они появятся".

Стоит заметить, что в Грузии со времен бесславной Абхазской войны не раз заявляли о том, как ей "портят кровь" казаки и российские горцы. В 2004–2006 гг. грузинские СМИ уже не раз сообщали о том, что война вот-вот начнется, мотивируя это тем, что в Абхазию и Южную Осетию снова якобы пришли "казацкие отряды, которые несколько раз нарушали перемирие и убили нескольких грузинских солдат".

Впрочем, у страха глаза велики. Так. Еще 9 августа 2006 г. грузинское СМИ "24 саати" опубликовало выступление бывшего министра юстиции прогрузинского правительства Абхазии П. Давитая, в котором он, в частности, сказал: "В зону конфликта введены казаки. У одного из приграничных сел стоят зенитные установки типа "Град", а блокпосты в селе Георгиевск укреплены вооруженными формированиями". Если уж бывшему министру в "градах" померещились зенитные установки, то тяжело даже представить, кем реально могли оказаться увиденные им казаки.

Впрочем, откуда знать грузинским журналистам, что практически все осетины могут претендовать на то, чтобы называться казаками. Во-первых, в свое время, до революции около трети терского казачества представляли осетины. А во-вторых, осенью 1919 г. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России А.И. Деникин даровал казачество всему осетинскому народу. И о каких казаках шла речь – неизвестно. Однако то, что в случае необходимости они помогут своим братьям-казакам из Цхинвала, сомневаться не приходится.

Таким образом, использовав добровольцев с Кавказа, Россия может направить энергию горцев против той страны, которая обижает их братьев и таким образом снизить их активность на своей территории. Однако при этом ей следует помнить про уроки Абхазской войны 1992 – 93 гг.: что нельзя оставлять без контроля тысячи вооруженных бойцов, получивших к тому же колоссальный боевой опыт.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить