Иранцы сделали выбор между "антизападниками"

В Иране прошли парламентские выборы. От их результатов зависит, сможет ли президент Махмуд Ахмадинеджад заручиться поддержкой политической элиты в борьбе с Западом. Впрочем, участие в выборах приняли только антизападные силы, различающиеся только степенью радикализма. А, значит, от ядерной программы Иран не откажется.

В Иране прошли парламентские выборы. От их результатов в значительной степени зависит, сможет ли президент Махмуд Ахмадинеджад заручиться поддержкой политической элиты страны в дальнейшем проведении жесткого курса в отношении Запада.

Главный критик иранского лидера — его предшественник на президентском посту Мохаммад Хатами, он был отстранен от выборов. В итоге основная борьба за депутатские кресла развернулась между сторонниками двух консервативных группировок - "Объединенного фронта консерваторов" (ОФК), в котором большинство составляют сторонники нынешнего иранского президента, и "Широкой коалиции консерваторов", объединившей представителей умеренных консервативных кругов - и силами реформаторов во главе с бывшим президентом Ирана Али Акбаром Хашеми Рафсанджани и экс-спикером меджлиса шестого созыва Мехди Кярруби.

Последние, впрочем, перед самым голосованием были заметно ослаблены: Совет стражей, который является верховным органом юстиции в Иране, отстранил от участия в выборах более 1700 кандидатов , из-за чего реформаторы получили возможность бороться только за треть депутатских мандатов. Всего же на 290 мест в парламенте претендуют около 4500 кандидатов.

В преддверии голосования иранские власти призвали население проявить политическую активность, чтобы доказать недругам страны незыблемость режима Исламской Республики. Как заявил духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи, высокая явка избирателей в "очередной раз разочарует высокомерные державы, и особенно США". "Иранский народ еще активнее, чем прежде будет участвовать в голосовании, чтобы свести на нет планы врагов ослабить исламский режим и усилить давление на ИРИ", - убежден глава государства.

Всего, по официальным данным, к урнам приглашено 43,8 млн иранцев, что составляет больше половины населения страны. Как заявил министр внутренних дел ИРИ Мостафа Пор Мохаммади со ссылкой на проведенные в канун выборов социологические исследования, явка избирателей может составить от 52 до 70%.

Все основные умеренные, либеральные или реформаторские силы отказались от участия в выборах после того, как большинство их кандидатов были не допущены до выборов под предлогом нелояльности исламским ценностям. Единственная интрига заключается в том, как распределятся места в парламенте между представителями различных консервативных течений. Это определит расстановку политических сил в Иране перед президентскими выборами 2009 года.

По прогнозам аналитиков, бывшие силовики из Корпуса стражей исламской революции могут потеснить в парламенте представителей исламского духовенства. Это сыграет на руку, во-первых, Президенту Махмуду Ахмадинеджаду, который сам в прошлом был стражем исламской революции, и, во-вторых, духовному лидеру аятолле Али Хаменеи, который хочет оградить себя от критики высшего духовенства за счет нового поколения выдвиженцев, лояльных лично ему.

Однако при любом исходе, победа консерваторов, скорее всего, сделает внешнюю политику Ирана еще более бескомпромиссной, а уступки по ядерной программе - менее вероятными. Что касается нынешних выборов в парламент, то большинство будет у правящих консервативных сил.

Но в самом лагере консерваторов не все так однозначно. Есть Рафсанджани - самый влиятельный политик и самый богатый человек в стране. Он был президентом в 90-х годах. И он намерен прийти к власти снова. В прошлый раз он проиграл Ахмадинежаду, но в этот раз его люди в парламенте вполне могут одержать победу над сторонниками Ахмадинежада. Рафсанджани пользуется очень большой популярностью не столько среди народа, сколько среди правящего класса, среди бизнеса.

А это очень мощная поддержка. Бизнес в Иране совершенно, особенный - он тесно связан с духовными лицами. Иранской экономикой рулят не обычные частные предприниматели , а фонды. Большинство из них - фонды духовных организаций. То есть, в Иране налицо государственно-клерикальный капитализм.

Крупнейшими бизнесменами и богатейшими людьми являются именно те, кто связан с этой клерикальной верхушкой. Так вот, эти люди и управляют фракциями, представленными в парламенте. Равсанджани и некоторые другие - более умеренные. Они обеспокоены слишком резкой злобной риторикой Ахмадинежада, который призывает стереть Израиль с лица земли.

При этом, однако, все без исключения фракции выступают за атомную программу, так что Иран от нее не откажется при любом исходе парламентских или даже президентских выборов.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить