Признает ли Россия Абхазию и Южную Осетию?

Госдума проведёт слушания по возможности признания независимости непризнанных республик на территории бывшего СССР. Нужно ли России признавать их независимость, грозит ли ей самой «парад суверенитетов», и какие выходы могут предложить депутаты? Ситуацию комментируют «Правде.Ру» депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин и начальник Единого пресс-центра Ресублики Южная Осетия Инал Плиев.

13 марта в Госдуме пройдут беспрецедентные слушания. Депутаты будут рассматривать обращение парламентов Южной Осетии и Абхазии о признании независимости этих республик. Будут затронуты также вопросы, связанные с другими конфликтами – в Приднестровье и Нагорном Карабахе. ВМоскву уже прибыли президенты Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья Эдуард Кокойты, Сергей Багапш и Игорь Смирнов.

Нужно ли России признавать их независимость, грозит ли ей самой «парад суверенитетов», и какие выходы могут предложить депутаты? «Правда.Ру» обратилась за комментарием к депутату Госдумы Константину Затулину и представителю правительства Южной Осетии Иналу Плиеву.

Константин Затулин, депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ:

"Что касается парламентских слушаний, посвященных проблемам независимости непризнанных государств на территории бывшего СССР и вариантах решений конфликтов, могу напомнить о предлагаемых рекомендациях Комитета Госдумы по делам стран СНГ. Дело в том, что накануне были обсуждения и в окончательный текст вошли лишь те пункты, которые не вызывают особых сомнений.

Речь идет о том, чтобы не допускать войны и любого использования силы в зонах межнациональных конфликтов, что Россия по-прежнему будет посредником в деле их решения, что Москва будет наращивать поддержку наших граждан в этих регионах не только в культурном, но и экономическом отношении и т.п.

Вообще мы придерживались позиции непредрешенчества и на сегодняшний день имеем четыре варианта развития событий. Во-первых, это признание означенных республик. Во-вторых, признание на основе консультаций с заинтересованными сторонами, исходя из того, что возможности диалога не исчерпаны. Например, на основе уважения к тому же Приднестровью и возможности его признания. В-третьих, необходимость изменения формата отношений, исходя из обращений непризнанных республик, которое не должно быть прямым. В-четвертых, это вариант отложенного статуса.

Что касается Нагорного Карабаха, то его делегации на этих слушаниях не будет. Мы взвешивали этот вопрос и в наших документах есть ссылки и на него. Однако мы решили, что в сложившихся условиях, тем более, что там произошло очередное обострение с Азербайджаном, вылившееся в вооруженный инцидент, не запутывать ситуацию приглашением его делегации и не смешивать всё в кучу. И мы своевременно известили об этом и Нагорный Карабах, и Армению.

Также не будет на этих парламентских слушаниях и делегаций из Грузии и Молдавии. Напомню, что видный деятель грузинского парламента Константин Габашвили в чрезвычайно грубой вызывающей форме отверг саму возможность диалога и отказался приехать в Москву. И теперь мы вообще решили не приглашать их представителей, чтобы не превращать Государственную Думу в трибуну для самых оскорбительных выпадов и высказываний против России".

Инал Плиев, начальник пресс-центра Республики Южная Осетия:

Могу сказать только одно: некоторые пугают нас тем, что признание независимости Республики Южная Осетия, якобы, может спровоцировать некие сепаратистские тенденции в самой России. Однако практика прошедших лет показывает, что Россия - это не та страна, из состава которой кто-то хочет выйти, напротив, именно к ней тянутся малые народы Кавказа, именно в ней видят свою большую Родину и свою историческую защитницу.

Кстати, говоря о позиции народов Кавказа по юго-осетинскому вопросу напомню, что народы Кавказа выступают за признание Южной Осетии Россией и обращаются к Госдуме с этой просьбой.