Почему Швеция борется с "Северным потоком"?

Экономических выгод для отказа от «Северного потока» нет. Политически Швеция только проигрывает. Вероятно, срабатывает историческая неприязнь к России из-за Полтавы и Гангута. Променять интересы Старой Европы на крикливость прибалтийских государств и Польши - большая ошибка некогда мощного государства.

Проект «Северный поток», более известный по своему прежнему названию как Северо-Европейский газопровод, который планируется проложить по дну Балтийского моря, минуя территорию Польши и стран Балтии, вызвал весьма сдержанную реакцию нашего соседа – Швеции.

Протяженность газопровода на морском участке – 1200 км. Максимальная глубина прокладки – 210 м. Стоимость работ – свыше 5 млрд. евро. В соответствии с заключенными контрактами уже в 2010 году западные потребители должны получить "голубое топливо" из России по газопроводу «Северный поток».

Возражения Стокгольма, судя по заявлениям шведских политиков, вызывает экологическая составляющая проекта. Швеции еще предстоит дать оценку возможному экологическому влиянию газопровода. По заявлению министра окружающей среды Швеции Андреаса Карлгрена, основной маршрут трассы пролегает по региону с чувствительной окружающей средой. Согласно планам, газовая трасса пройдет через шведскую экономическую зону вблизи острова Готланд.

Шведы опасаются, что это помешает рыбной ловле, а также нанесет вред окружающей среде.По оценке Карлгрена, можно избежать вредного воздействия на окружающую среду, если сместить газопровод к востоку от шведского побережья. Практически все страны Балтийского региона уже выразили недовольство строительством газопровода по дну Балтики.

Ранее Эстония обращалась к представителям компании Nord Stream AG, осуществляющей строительство газопровода - ей не понравились планы компании по строительству газопровода в ее территориальных водах. Причиной изменения плана строительства Североевропейского газопровода со смещением его в экономические воды Эстонии стало отрицательное отношение к проекту финских экологических ведомств. Кроме того, члены Балтийской группы Европарламента уже решили направить в Еврокомиссию запрос с предложением в обязательном порядке провести референдумы в странах региона Балтийского моря о допустимости проекта Nord Stream.

Проект "Северный поток" - один из наиболее перспективных проектов "Газпрома". Смысл его в том, чтобы снизить зависимость экспорта газа от стран-транзитеров, прежде всего, от Белоруссии и Украины. Трубу планировалось проложить от бухты Портовая в районе российского Выборга до берегов Германии. При этом трасса трубопровода должна пройти от территориальных вод России через экономическую зону Финляндии, Швеции, Дании до территориальных вод и экономической зоны Германии.

Швеция утверждает, что газопровод нарушает экологическое равновесие Балтики и требует тщательного, объективного и строгого анализа этого проекта на предмет его соответствия нормам международного морского права и положениям международных экологических соглашений. Балтийское море – одно из самых грязных внутренних морей с множеством экологических рисков.

Однако надо заметить, что Россия заинтересована в том, чтобы развитие газотранспортной инфраструктуры не усугубило и без того напряженную экологическую ситуацию на Балтике.

Но экология хороший, а главное модный повод решить свои энергетические проблемы. Польша предлагает свой вариант газопровода – вести трубу к себе из Норвегии через Швецию. Но опять же – по Балтике. Надо иметь в виду, что именно к «себе»

С егодня шведская энергетика не использует природный газ. Не планируется использовать его и в будущем, а значит Стокгольм начинает тонкую политическую игру, в которой, отрицая экономическую целесообразность может поднять свой рейтинг третейско-экологического судьи в споре между прибалтами и Россией, зацепив при этом интересы Германии. И при этом пойти на шантаж, заставляя Россию подписать Энергетическую хартию.

Примечательно, что Швеция потребовала сместить газопровод к востоку от шведского побережья, ближе к береговой линии государств Балтии. По мнению министра окружающей среды Швеции Андреаса Карлгрена, согласно нынешним планам газопровод пройдет через рискованные участки - шведскую экономическую зону вблизи острова Готланд. Шведы опасаются, что это помешает рыбной ловле, а также нанесет вред окружающей среде.

.Видимо, Эстония, почувствовав поддержку со стороны скандинавского партнера, решила найти новые аргументы против «Северного потока» и вместе с Латвией, Литвой и Польшей потребовали провести газопровод по суше, то есть по территории этих стран, что позволит данным государствам иметь неслабую маржу за транзит.

Причина таких политических сложностей вокруг проекта в позиции США , которые под маркой защиты энергетической безопасности европейских союзников с помощью отдельных европейских стран (Польша, Литва, Латвия, Эстония) проводят целенаправленную политику по ослаблению не только России, но и Евросоюза.

Так как установление им выгодных для себя отношений с Российской Федерацией значительно повышает экономический потенциал и возможности союза, увеличивая его противовес США, что противоречит интересам и влиянию Вашингтона на европейском континенте.В контексте противодействия строительству газопровода "Северный поток", Соединенные Штаты утверждают, что этот проект, дескать, лишь усугубит зависимость Европы от России, причем не только энергетическую, но и политическую.

Дальнейшие события показали, что свежеиспеченные члены ЕС, проводя в жизнь антироссийскую политику в области энергетики под благими лозунгами экологической защиты Балтики заняли бескомпромиссную позицию в отношении газопровода "Северный поток", фактически противопоставили себя "могучим основоположникам союза" (Германия, Дания, Великобритания, Франция, Нидерланды) и Европейскому союзу в целом.

Антироссийскую политику на Балтике в области энергетики в странах Европы разделяют немногие, а с течением времени их число уменьшается. Следует отметить, что демарш против России не поддерживают прежде всего в штаб-квартире Евросоюза, по официальной позиции которого проект Nord Stream имеет ключевое значение для создания важнейших трансграничных транспортных газовых мощностей, направленных на обеспечение устойчивого развития и энергетической безопасности Европы.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить