Астана не смогла «заработать» на аварии «Протона»

Власти Казахстана пытаются использовать ущерб от падения в степи российской ракеты «Протон-М» в качестве небольшого политического козыря. Однако, политика «национального самоопределения» давно осталась в 1990-х годах прошлого века, уступив место прагматике и здравому смыслу. Эмоции членов мажилиса уже не являются международным аргументом для завышения оценки последствий аварии в 25 раз.

Напомним, в результате аварии ракеты «Протон - М», стартовавшей с территории космодрома Байконур в РК 6 сентября 2007 года, ее обломки упали в 40 км юго-западнее города Жезказган, образовав несколько воронок, наибольшая из которых оказалась диаметром 45 м, и глубиной 20 м. В ракете оставалось 218,9 тонн токсичного ракетного топлива - несимметричного диметилгидразина (гептила), используемого в ракетах данного типа.

Несмотря на то, что уже к 15 октября 2007 года ликвидация последствий аварии в Казахстане была завершена (в основном, силами российской стороны, были проведены четыре детоксикации, рекультивация мест падения и т.п.), что было подтверждено МЧС республики (пробы показали отсутствие гептила), некоторые представители казахской стороны начали настаивать на том, что размер компенсации от РФ должен быть намного больше, чем цена реального ущерба и ликвидации последствий аварии.

Так, первоначально, не без поддержки некоторых деятелей мажилиса республики, Казахстан потребовал от России выплатить не менее 7,4 млрд тенге (около $61,5 млн), однако, как признал замминистра МЧС Казахстана Валерий Петров, «из-за отсутствия обосновывающих документов», в результате переговоров сумма ущерба сократилась ни много, ни мало на 7 млрд 112 млн тенге ($59,1 млн).

Наконец, 16 января 2008 года представители Роскосмоса сообщили журналистам, что протокол согласования суммы ущерба за аварию «Протона-М», подписан главой Роскосмоса Анатолием Перминовым и главой МЧС республики Владимиром Божко, возглавляющим казахстанскую правительственную комиссию по расследованию причин аварии. По словам руководителя пресс-службы Роскосмоса Александра Воробьева, в ближайшее время РФ произведет выплаты, согласованный размер которых составил лишь 291,8 млн тенге (около $2,43 млн). «Россия всегда выполняет взятые на себя обязательства», - добавил Воробьев.

Однако, этой обоснованной и официально согласованной ведомствами стран суммой компенсации, остались недовольны в Астане. Ведь она оказалась в 25 раз меньше изначально затребованной политиками. В результате в среду замминистра МЧС РК Петров заявил, что правительство Казахстана согласовало с российской стороной план запусков с Байконура ракет-носителей «Протон» лишь на I квартал 2008 года. Дальнейшие запуски «пока правительством нашего государства не согласованы с учетом разработки программы по поэтапному сокращению использования этих ракет-носителей», - отметил он.

Стоит отметить, что прессинг и требования необоснованно больших сумм в связи с авариями российских ракет со стороны властей Казахстана – ход не новый. На сегодня ситуация даже улучшается, ведь в августе 2006 года, когда потерпела аварию российская ракета «Днепр», первоначальные требования к РФ, озвученные губернатором Кзылординской области ИкрамомАдырбековым, на заседании местного представительного органа - маслихата, составили ровно $333 млн. То есть в 333 раза больше согласованных ведомствами стран позднее (официально признанная Казахстаном и Россией компенсация падения «Днепра» составила $1,1 млн).

Конечно, по сравнению с 2006 годом, нынешние «25-кратные» требования  выглядят намного скромнее. Видимо, в стране растет понимание того, что, будучи независимым государством, РК, наряду с суверенными правами приобретает и соответствующие обязательства, сверх которых никаких необоснованных выплат ему не причитается.

Однако, эти попытки «подзаработать» остаются и удобным способом отвлечь внимание граждан РК от проблемы «молодой национальной демократии». Например, от закончившейся только сегодня забастовки горняков шахты «Тенкекская», которые требуют улучшения условий труда и повышения зарплаты - после взрыва на шахте «Абайская», в которой 11 января погибли 30 человек (от аварии «Протона» пока никто не пострадал). Зато ничего не слышно о санкциях в отношении владельца - ТНК ArcelorMittal, которая допустила трагедию, но недавно решила еще повысить объем годовой добычи в 15-ти угольных шахтах, принадлежащих ему в Казахстане.

Зато обвинения и поза «обиженного младшего брата» в отношении РФ позволяют спустить на тормозах тот факт, что заключенное в 1997 году для реализации проамериканского Северо-Каспийского проекта соглашение о разделе продукции (СРП) сроком на 40 лет с консорциумом OKIOC (ранее - Agip KCO, в который входили Eni, Total, ExxonMobil, Shell, ConocoPhillips и другие), уже нанесло Казахстану ущерб более $10 млрд.

Тем не менее, игры казахских чиновников вокруг аварии не мешают российской стороне трезво оценивать возможные риски дальнейшего применения гептиловых «Протонов», в том числе и для Казахстана. Напомним, еще после аварии «Днепра» в 2006 году РФ договорилась о реализации совместной казахстанско-российской программы экологического мониторинга (с возможным продлением на 2008-2009 годы) - для выявления экологических угроз от последствий возможных аварий в 2007 году в районах падения обломков и частей ракет.

Последняя авария заставила РФ принять еще более серьезные меры: как признал и замглавы Национального космического агентства (НКА) республики Еркин Шаймаганбетов, Роскосмос уже пообещал в первом квартале 2008 года представить предложения по сокращению запусков с Байконура ракет, работающих на гептиле, в частности, «Протонов», а также межконтинентальных баллистических ракет РС-18 и РС-20.

С Байконура, срок аренды которого Россией, начавшийся в 1994 году, истекает лишь в 2050 году, только в 2008 году планируется провести до 30 космических пусков, в том числе экологически безопасных ракет-носителей «Союз» с пилотируемыми кораблями, ракет с новейшим разгонным блоком «Фрегат» и т.п.

И этот долгосрочный и важный для обеих сторон проект, равно как и долгосрочные взаимовыгодные отношения стран (совместное участие в ШОС, ОДКБ, организация Евразийского банка развития (ЕАБР)), не стоило бы подвергать излишним нападкам, мотивированным мелкими политическими амбициями некоторых деятелей в Казахстане.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *