Кампания "Суровый удар" в Китае не утихает

На финише года в рамках кампании «Янь да» («Суровый удар»), начатой в Китае 8 месяцев назад, было вынесено еще два смертных приговора за «ненасильственные» (в трактовке западных СМИ) преступления.

Масштаб мошеннических проделок Ли Фэна и Чэн Цзина (на общую сумму 60 млн. долларов США) побуждает вновь обратиться к … Дэн Сяопину.

«Что с нами происходит? Не минуло и пары лет, как мы начали проводить курс открытости вовне, оживления экономики, а уже столько кадровых работников разложилось", - сокрушался он в апреле 1982 года на совещании по проблематике экономической преступности. В 50-х годах, напомнил архитектор реформы, лицо, расхитившее тысячу юаней, называли «малым тигром», расхитившее 10 тысяч - «большим тигром», а теперь появились "тигры- гиганты", суммы хищений и наносимого ущерба измеряются 5-значными цифрами... Что сказал бы “архитектор”, доживи он до нынешних хищений, измеряемых 10-значными цифрами? Даже определение «супер- драконы» к таким мошенникам показалось бы ему слабым.

В западных СМИ кампанию «суровый удар» принято увязывать с «шицзячжуанским делом» (когда один мстительный рецидивист пустил на воздух четыре жилых пятиэтажки, загубив 108 человек. Но как тогда понимать сообщение генпрокурора КНР, что только за 6 месяцев нынешнего года органы прокуратуры раскрыли 25.073 преступлений, учиненных «белыми воротничками», в коих замешано 27.793 партработников и госслужащих?

Приведу выборочную хронику подавления преступности "в белых воротничках".

Февраль : агентство Синьхуа сообщено об исполнении высшей меры семерым подельникам по "второму эшелону" Сямэньской аферы (включая таможенного чиновника и директора местного филиала банка): каждый обокрал государство на миллионы долларов обходя импортные пошлины.

Март : вынесены приговоры другой "семерке" (из провинции Гуандун и Шанхая), включая двух чиновников налоговой службы и прокурора: опять трюки с обходом таможенных пошлин, а также фальсификация экспортных документов для ухода от налогообложения ( в КНР для поощрения экспорта вывозимый товар освобождается от налогов - А.К.) Т.е. товар продавали на внутреннем рынке, подчас посылая за рубеж - для отвода глаз- порожние контейнеры- это давало многомиллионную сверх- прибыль.

Май : казнены еще четверо за фальсификацию экспортной документации.

Октябрь : за многомиллионные взятки и хищения высшая мера вынесена пятерым, включая мэра одного из крупнейших городов страны- Шэньяна (двое из них уже были на днях казнены).

Многие из перечисленных «громких дел» - это отголоски аферы в Сямэне, потрясшей Китай год назад. Властям этого крупного южного города в провинции Фуцзянь показалось недостаточно льгот, проистекающих из статуса Особой экономической зоны. Сплетенная ловким комбинатором из Гонконга, Лай Чансинем, сеть охватила сотни должностных лиц из органов охраны правопорядка, таможенной и налоговой службы, финансовых учреждений. За неполные три года в искусно созданную «прореху» беспошлинно ввезли 4,5 млн. тонн нефти, 450 тыс. тонн растительного масла, 3588 легковых машин, а также сигареты, фармацевтику, электроизделия. Общая стоимость контрабандного товара: 6,38 млрд. долларов США (то есть больше, чем годовой импорт товаров в Китай из России!) Сумма утаенных таможенных пошлин: 3,6 млрд. долларов. В эту преступную сеть, как писали газеты, были вовлечены губернатор провинции Фуцзянь, заместитель министра общественной безопасности КНР (куратор борьбы с контрабандой), бывший начальник военной разведки КНР! По «Сямэньской афере» было арестовано свыше 200 человек, но сам Лай Чансинь бежал сначала в Гонконг, затем в Канаду, и тамошние правоохранительные органы уже свыше года отказываются передать его властям КНР, поскольку тот… запросил политическое убежище.

Хотя от коррупции не свободно ни одно общество, но наиболее питательна для нее именно рыночная среда. К коррупции в КНР нередко причастны личности из Гонконга, Тайваня, со стороны укореняющегося в стране мирового капитала, особенно - в Особых экономических зонах, ставших (наряду с шумными успехами их хозяйственной деятельности) очагами организованной преступности.

Однако есть у китайской коррупции и свои особые, внутренние движущие силы. Поскольку в экономике страны при нынешнем господстве в ней рыночных отношений сохраняется достаточно мощный госсектор, то процессам его модернизации, структурной перестройки неизбежно сопутствуют попытки "подпольной приватизации", иначе говоря, разворовывания госсобственности. Устремленность к созданию первоначального капитала мотивирует поведение разного рода комбинаторов и некоторых чиновников, не гнушающихся "обменивать власть на деньги".

Вступление Китая в ВТО стимулирует маркетизацию и, соответственно, «углубление реформирования» госсобственности. Значит, к подпольной приватизации станет еще активней подстраиваться зарубежный капитал. Но и власть с таким «переделом», чувствуется, мириться не намерена. Отсюда - ужесточение кампании «Янь да Вопреки протестам с Запада она - судя по многим признакам- будет носить перманентный характер.

Андрей Крушинский,

ПРАВДА.Ру

Пекин

Фото CNN

Ссылки по теме:

Утро:

Три бандита, грабившие иностранцев, казнены в Китае

Из Китая - с любовью и грустью

Антикриминальная революция в Китае продолжается – в один день казнены 28 преступников

Автор Андрей Крушинский
Андрей Крушинский - журналист, китаист, собственный корреспондент Правды.Ру в Китае
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить