Пекин начинает свою геополитическую игру

Есть все основания предполагать, что Китай затеял свою геополитическую игру на Среднем Востоке с целью добиться глобального превосходства над этим регионом и потеснить партнеров на международном рынке. В том числе и Россию.

Резко изменив свою позицию по отношению к Ирану, Пекин тем самым сможет повлиять как на Европу, так и на страну Центральной Азии. Обострение ситуации в Персидском заливе, как ни странно, но на руку Китаю. Кризис на транспортных артериях уберет с торговой площадки Китая европейских конкурентов, военные столкновения с Ираном ослабят южные рубежи России, а поддержка устремлений США в этом регионе обеспечит Пекину и проведение Олимпийских игр ,и товаропоток в Северную Америку, и решение тайваньской проблемы.

Но когда корабль резко меняет курс есть опасность, что он перевернется.

Иран будет неприятно удивлен тем, что один из его союзников и покровителей сделал ставку не на иранскую нефть, а на обеспечение устойчивого рынка сбыта своих товаров. Тегеран всегда понимал, что нефть – это его главный козырь в противостоянии Западу. Для Ирана было политически важно, что 18 процентов его углеводородов, потребляемых Китаем серьезная гарантия того, что Пекин не допустит никаких санкций против его страны, исходя, прежде всего, из экономических интересов.

Однако, Тегеран ошибся. Для обеспечения своей безопасности, особенно энергетической, Пекин давно перешел на стратегию «разных потоков». Для КНР ближневосточная нефть является если не вторичной, то, во всяком случае, не стратегически важной. Экономика и финансы Китая уже давно стремятся обеспечить себя нефтью из Африки, России, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

На совещании политического руководства постоянных членов СБ и Германии китайская сторона дала понять, что выказываемое в последнее время Ираном нежелание сотрудничать с ООН по вопросам, связанным с его ядерной программой, заставляет ее поддержать ряд новых санкций.

По словам западных дипломатов, на встрече стороны в целом признали, что итоги двух докладов по иранской ядерной программе, подготовленных МАГАТЭ и Евросоюзом, неутешительны. По их сведениям, существует широкая договоренность о том, что в рамках новой резолюции будет увеличен список граждан Ирана, которые столкнутся с ограничениями во время зарубежных поездок. Кроме того, будет расширен перечень иранских компаний и банков, которым будет запрещено вести дела с иностранными партнерами.

Пекин не дал никаких разъяснений по поводу причин перемены отношения Китая к ужесточению санкций. Это позволяет странам Запада надеяться, что резолюция о новых санкциях ООН будет утверждена в течение нескольких недель

Прежде Китай выступал против принятия резолюции из-за опасений, что новый пакет санкций подорвет торговые отношения Пекина и Тегерана. Госдеп США сразу отметил прогресс в сотрудничестве Вашингтона и Пекина по иранской проблеме.

Между тем, в опубликованном в понедельник докладе ЦРУ США утверждается, что хотя Иран продолжает свою программу обогащения урана, он прекратил работы по созданию ядерного оружия еще в 2003 году. Китай получает около 18% своей нефти из Ирана и имеет множество других деловых связей с этой страной. Казалось бы серьезный аргумент в пользу страны-изгоя.

Но для Пекина это скорее минус. Зачем защищать страну, которая отказалась от атомной бомбы и в дальнейшем не создаст в регионе глобальных проблем. Четвертый постулат китайской дипломатии гласит: «Умная обезьяна сидит на горе и смотрит, как дерутся два тигра». Пекин всегда смотрит туда, где кто-нибудь дерется для его, конечно пользы. Иран не исключение, а скорее правило внешнеполитического курса Пекина.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить