США готовят России "ловушку для Золушки"

В политическом ведомстве наступает горячая пора, когда временные рамки переплетаются с принятием важных решений и этот узел не удается ни развязать, ни перерубить. 12 декабря Россия намерена выйти из ДОВСЕ, 10 декабря Косово готовится объявить о своей независимости. Вашингтон завис в политической игре на ряде направлений. И если целостность Европы и незыблемость границ на ее континенте волнует Белый дом поскольку постольку, то преимущество России в ее обороноспособности США не отдадут Москве никогда.

Поэтому столь неожиданно из Вашингтона пришел сигнал о том, что ДОВСЕ для США приоритетно и они готовы вести переговоры. США и НАТО готовы рассмотреть вопрос о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, если Россия даст обещание выполнить свои "Стамбульские обязательства", заявил заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Крэмер. По его словам, две недели назад США и Россия уже провели переговоры по вопросам ДОВСЕ и сейчас готовятся к следующей встрече. "В ближайшие дни мы планируем провести еще одну встречу в Европе", - сообщил американский дипломат, отметив, что "угроза России приостановить реализацию текущего ДОВСЕ является предметом серьезной обеспокоенности для США и наших союзников по НАТО".

Напомним, что 13 июля президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров ввиду затягивания ратификации ДОВСЕ рядом стран. Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже в 1990 году, а его обновленный вариант - в 1999 году на саммите в ОБСЕ в Стамбуле. Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск, страны НАТО также блокируют процесс  вступления в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

По договору ограничиваются пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты; предусматривается обмен информацией, широкая инспекционная деятельность. Через год после подписания договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) произошел распад СССР. С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил.

Позиция России состоит в том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) были выполнены в полном объеме в 2000-2001 годах. Кроме того, сроки и условия функционирования российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.

До настоящего времени 27 участниц - стран НАТО не ратифицировали этот договор, а значит они не являются его членами, следовательно говорить о правах или обязанностях России с юридической точки зрения является ничтожно, с политической - обвинить в том, что не соответствует действительности.

ДОВСЕ был подписан 19 декабря 1990 года в Париже 16 государствами - членами НАТО и 6 государствами (после объединения Германии) членами Варшавского Договора. Были определены уровни достаточности для одного государства в составе каждого союза и национальные уровни вооружений для СССР на флангах ( Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский округа)., а также складское хранение сверх согласованных уровней.

Для СССР 4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках.  Причем период сокращений должен был составлять 40 месяцев с момента  вступления Договора в силу. За этот срок техника должна быть частично уничтожена, частично переоборудована в гражданскую ( до 750 танков и 3000 ББМ). Переоборудование допускалось в течении 5 лет, а в первые три года она должна была быть приведена в небоеспособное состояние. 

Таким образом Договор предусматривал устранение материальной основы конфронтации и ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны стран- участниц. Договор позволил главам государств заявить о том, что отныне отношения в Европе будут строятся на основе взаимного уважения, сотрудничества и равной безопасности.

Но развалился Советский Союз, Варшавский Договор прекратил существование. Европа встала перед новыми реалиями. Ее безопасность потребовала новых подходов и иных договоренностей. Россия стала инициатором обеспечения взаимной безопасности на континенте.

На стамбульской встрече ОБСЕ 19 ноября 1999 года европейскими странами было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.. Документ для современной Европы неудобный и, если учитывать "победоносное шествие НАТО" абсолютно не нужный. Поэтому, к настоящему времени из 30 государств-участников Договора это соглашение ратифицировали Россия, Белоруссия и Украина. Но для вступления его в силу необходимо его ратификация всеми государствами- участниками.

Дело в том, что на конференции был принят Заключительный акт и к нему приложены 4 заявления: Венгрии, Польши, Чехии и Словении о будущем понижении их территориальных предельных уровней, Белоруссии, Германии, Украины - об отказе увеличивать свои вооружения, России - об использованиидоговорной гибкости в Калининградской и Псковской областях, Молдовы - об отказе принимать на своей территории иностранные вооружения. Также Россия обязалась ( и выполнила) осуществить вывод своей техники из грузинских баз в Вазиани, Гудаутах и ремонтных предприятий в Тбилиси.

Если б договор вступил в силу , то в результате существенно уменьшился потенциал вооружений и были бы снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение уровня вооружений членов НАТО по сравнению с действующем составил по танкам составил 4800, по ББМ 4000, по артиллерии 4000 единиц, что соответствует примерно 10 отмобилизованным натовским дивизиям.

Кроме того, вводимая Договором система устанавливает потолок для размещения вооружений и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка, без подрыва стабильности в регионе.

Новая система ограничивает перераспределение вооружений между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциала для проведения крупномасштабных операций и фактически нейтрализует возможность концентрации тяжелой техники в приграничных районах России.

Конечно, НАТО такого допустить в принципе не может. Тем более, что для России уровни вооружений соответствуют ныне действующему Договору: 6350 танков, 11280 ББМ, 6315 артиллерийских систем, 3416 боевых самолета, 855 ударных вертолетов. В Договоре также обусловлено, что Турции, Греции и Норвегии запрещается чрезвычайное временное развертывание вооружений на своей территории, а Польша, Венгрия, Чехия, Словения должны до конца 2002 года (Польша до конца 2003 года) сократить свои уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ, 440 артиллерийских систем. Причем Германия обязалась снизить свой уровень по танкам на 200 единиц, Италия на 81 танк, 167 ББМ, 137 артсистем.

Ведь кроме Договора государства - члены НАТО на конференции приняли еще обязательства не размещать на постоянной основе боевые силы на территории новых членов альянса. А в случае временного развертывания сил с превышением территориальных предельных уровней более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусматриваются политические ограничения - созыв конференции, на которой государство, развертывающее вооруженные силы должно объяснить причины своих действий.

НАТО увлеклось своим расширением и адаптированный договор серьезное препятствие для нависания вооруженных сил альянса над Россией. У США есть место для маневра. Пожертвовать мелкими европейскими фигурами в обмен на выигрыш в иранской и косовской игре. Однако, у России есть четкие ориентиры и безусловное преимущество в международном праве, чтобы не попасться в «ловушку для Золушки». 

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить