Почему Цхинвали не остров…

Оппозиция в Грузии вступила в открытое противостояние с правительством, однако  «российский вектор» в политической жизни Грузии не наблюдается.     Экс-министр по урегулированию конфликтов, ныне один из оппозиционных  лидеров   движения в Грузии Георгий Хаиндрава на днях отметил, что российские миротворцы в Грузии не могут рассматриваться как нейтральная сторона, так как Россия - одна из сторон конфликта.

 «Единственное оружие, которое может решить эту проблему — международное право», - отметил Хаиндрава. Он опроверг распространенные слухи о том, что между Грузией и Россией существовала некая договоренность относительно урегулирования Цхинвали, однако из-за возникших противоречий Москва отказалась решать этот вопрос, и вместо урегулирования, в зоне конфликтов возникло обострение.  «Какие-либо тайные договоренности – это сказки. С самого начала переговорного процесса я больше всех контактировал с российскими коллегами, присутствовал на заседаниях Совета безопасности, был членом кабинета министров. Ни о каких сделках не может быть и речи», - заявил Г. Хаиндрава.

Между тем год назад «ястребы» в правительстве Саакашвили сместили Хаиндрава с должности главного переговорщика.. Правда заявлениям его прежнего оппонента, сторонником которого ныне является Хаиндрава – Ираклия Окруашвили , о том, что он встретит новый год в Цхинвали – тоже не суждено было сбыться. После известных событий остается только гадать – где и как будет встречать 2008-й Ираклий Окруашвили.

Несмотря на это,  за минувший год  маленький Цхинвали стал эпицентром политических перипетий.   Постоянно  нарастает напряженность, к тому же  Южная Осетия  обзавелась сразу двумя президентами. Параллельно    выборам  в Цхинвали,  в селе Эредви,  где  проживет грузинское население, избрали  альтернативного    президента Дмитрия Санакоева .   На вопрос о  будущем Южной Осетии он  ответил: «Это будет республика. Автономия -   не независимость. Грузия в скором будущем, когда проблемные вопросы будут мирно урегулированы, должна поменять государственное устройство и стать федеративным государством. Для нас это важнейший вопрос: все события 20-х, 90-х годов приводили к кровопролитию. Мы должны быть конституционно защищены» .

Дело в том, что  у президента Грузии Михаила Саакашвили родилась новая идея – испробовать в Цхинвали модель Аландских островов (шведскую автономию в составе Финляндии).  Аланды – острова в Балтийском море между Финляндией и Швецией. Живут здесь в основном шведы (95% из 27-тысячного населения), но сами острова на правах самоуправляемой территории входят в состав Финляндии. Аланды -   почти идеальное решение проблемы статуса и прав национального меньшинства. При этом острова являются одной из самых богатых финских провинций.

В Грузии возникло некоторое удивление относительно предложенной президентом Аландской модели. По мнению политолога Рамаза Климиашвили, эта идея возникла спонтанно. «Михаил Саакашвилии руководитель временной территориально-административной единицы в Южной Осетии Дмитрий Санакоев побывали  в Финляндии, знакомясь   с политическим устройством этой страны. Примечательно также и то, что в Финляндии партии создаются по этническому признаку, к примеру, "Партия шведов", чего конституция Грузии не допускает. Модель автономии Аландских островов нам  вряд ли подойдет", - заявил политолог.

Другой грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе отметил, что к опыту Аландских островов в свое время присматривались в Кишиневе и Тирасполе, в Баку и Ереване, однако до применения аландской схемы на практике ни в Приднестровье, ни в Нагорном Карабахе дело так и не дошло.

Вспоминается, как сравнительно недавно, президент Грузии предлагал другую модель урегулирования Цхинвальского конфликта – южнотирольскую.  Так же, во время своего официального визита в Италию Саакашвили посетил Южный Тироль, вслед за чем заявил, что  сосуществование в этой итальянской провинции различных языковых групп вполне может быть использовано мятежными грузинскими автономиями.  Будучи в Брюсселе, альтернативный президент Южной Осетии Дмитрий Санакоев даже оговорился, а может специально назвал Цхинвали Южнотирольской автономией. Получается, что сейчас вполне можно упомянуть Цхинвальский остров.

Если следующий визит окажется в Канаду, там можно положить глаз на    Квебек.   Случится слетать в туманный Альбион, почему бы не замахнуться на  модель Северной Ирландии и т.д. Вопрос единственный  – как внедрять эти модели.  С учетом   нынешней инфляции и прочим букетом социально-экономических проблем, какую модель не предложи сепаратистам , они все равно будут кивать на соседнюю богатую Россию.

Получается замкнутый круг.  Отношения с северным соседом настолько испорчены, что достичь компромисса  даже по менее острым вопросам, скажем,  возвращению грузинского вина или Боржоми, не удается. Посему  правительству Грузии, как сказал экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, комментируя нестандартную ситуацию в стране,  предстоит  решить важную проблему –  взаимоотношения с Россией.

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить