Иран гордится умением дразнить США

С тех пор как президент США Джордж Буш-младший объявил войну «оси зла», одна из стран этого «клуба по интересам» потеряла свое «членство» - Ирак. В последнее время еще одно государство «оси», похоже, обеспечило себе неприкосновенность со стороны Соединенных штатов Америки – Северная Корея. А вот Исламская Республика Иран, очевидно, вполне довольна статусом врага Америки.

В данный момент кажется вполне реальным, чтобы режим, подобный Пхеньяну, пошел на установление добрососедских отношений с вечными врагами из Южной Кореи. Это, в первую очередь, должно благотворно влиять на развитие самой страны.

Иран, с другой стороны, движется в совершенно ином направление. Правительство страны своими шагами не только вредит населению страны, но и ставит под удар сам режим. Это подтверждают, например, санкции, наложенные на государство в последнее время.

Такая разница в поведении двух стран, стремящихся обладать ядерным оружием, объясняется тем, что личность северокорейского диктатора Ким Чен Ира сама по себе и природа его режима в корне отличается от режима в Тегеране. Дело в том, что сам процесс международных отношений с точки зрения Северной Кореи есть неотъемлемый процесс развития страны, в то время как Иран замыкается в себе, придерживаясь традиционалистских идеологий.

Ядерная программа Пхеньяна увенчалась успехом, когда в октябре 2006 года страна официально объявила о вступлении в ядерный клуб. Это дало возможность Ким Чен Иру использовать этот факт как дополнительный элемент в переговорах на всех уровнях. Факт вступления Пхеньяна в ядерный клуб, однако, не вызвал блокаду или бойкот страны с наложением соответствующих санкций, а заставил соседей по региону (Южную Корею, Японию и Китай) вместе с США пойти на переговоры. Последние призвали Пхеньян заморозить испытания на реакторе в Йонбене и преступить к шестисторонним переговорам в составе КНДР, Южной Кореи, России, Китая, Японии и США. Результатом переговоров стал отказ Пхеньяна от дальнейшей разработки своей программы в обмен на возобновление поставок альтернативных видов топлива из США и других стран, которые были прекращены с 2002 года.

Более того, финальное соглашение, заключенное на прошлой неделе, принесло Ким Чен Иру дополнительные дивиденды. Пхеньян согласился прекратить разработки по своей ядерной программе и допустить на свои ядерные объекты международных наблюдателей. Это позволило КНДР небезосновательно рассчитывать на исключение страны из списка «оси зла», в которую, напомним, входят также Куба, Иран, Сирия и Судан.

Что касается Ирана, то он действует совершенно по-другому. В то время как КНДР заверяет своих соседей и остальной мир в своих мирных намерениях, Тегеран, похоже, стремится к эскалации напряжения. Если КНДР считает для себя унизительным входить в черный список «стран-пособников терроризма», Тегеран видит в этом повод для гордости.

КНДР стремится к улучшению отношений с окружающими государствами и выражает готовность к диалогу, несмотря на идеологические различия и проблемы, вызванные разработкой ядерной программы.

Иран, с другой стороны, абсолютно не намерен давать какие-либо гарантии безопасности своим соседям по поводу своих стремлений, проектов и планов. Наоборот, угрожающая риторика Тегерана и его союзников, будь то государства или отдельные экстремистские движения, вызывает лишь большее напряжение в регионе и оставляет практически Иран один на один с теми преградами на пути к мирному и безопасному существованию, которые он сам себе поставил.

Таким образом, можно смело говорить, что Исламской Республике Иран вряд ли удастся довести до конца свои планы, особенно на фоне того, что другие страны «оси зла» отказались от схожих целей.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить