Катар и Турция vs Эр-Рияд: почему США пытаются воскресить "Южный поток"

В Персидском заливе продолжает раскручиваться спираль противостояния между аравийскими монархиями. Семь арабских стран во главе с Саудовской Аравией передали Катару ультиматум из 13 пунктов. Только в случае, если Доха безоговорочно выполнит все требования, саудиты и их союзники готовы рассмотреть вопрос о нормализации отношений. Турция выступила в роли защитника Катара и с порога отвергла ультиматум.

Обострение спора вокруг Катара совпало с прогрессом в реализации проекта "Турецкий поток", что усиливает роль Анкары в регионе. Обеспокоенный Вашингтон пытается через Болгарию реанимировать другой газовый проект — "Южный поток", чтобы ослабить контроль Турции над экспортом газа из России в Южную Европу.

Итак, в числе требований Саудовской Аравии и ее союзников в адрес Катара — разрыв дипломатических отношений с Ираном, прекращение военного сотрудничества с Турцией и закрытие турецкой военной базы. Кроме того, от Дохи требуют закрыть телеканал Al Jazeera, прекратить натурализацию граждан Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта, прервать все связи с "Братьями-мусульманами", "Аль-Каидой", "Исламским государством", "Хезболлой" и другими радикальными группировками, перестать финансировать террористические организации. На выполнение ультиматума Катару отводится 10 дней.

Эксперты считают, что вряд ли Катар согласится выполнить все эти условия, тем более, что новый наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман по сути загнал Доху в угол и не пытается дать Катару шанс сохранить лицо. В субботу, 24 июня, Катар отверг ультиматум Эр-Рияда. "Мы не считаем выдвинутые требования разумными и выполнимыми", — подчеркнул пресс-секретарь катарского правительства шейх Саиф Аль Тани.

А глава МИДа Катара Мухаммад бен Абдуррахман Аль-Тани объявил объявленный Катару бойкот "актом агрессии". По его словам, отмена бойкота является "условием начала переговоров по урегулированию конфликта". "Переговоры должны вестись на цивилизованной основе, а не в условиях бойкота и под давлением", — предупредил он.

Неожиданно жесткую позицию в катарском кризисе заняла Турция. Анкара отказалась выполнить требование Эр-Рияда и закрыть свою военную базу в Катаре. Министр обороны Турции Фикри Ышык в эфире турецкой телекомпании HTV подчеркнул, что "турецкая база в Катаре обеспечивает безопасность Катара и всего региона". По его словам, Турция будет рассматривать любое требование о закрытии базы как "вмешательство в двусторонние отношения со стороны стран Персидского залива". "Турция не собирается пересматривать соглашение с Катаром от 2014 года, на основании которого была создана база", — твердо заявил он.

Накануне в Доху прибыли пять бронетранспортеров и 23 турецких военнослужащих. Вскоре будут проведены совместные учения турецких и катарских военных. Президент Турции Реджеп Эрдоган ратифицировал два соглашения: об отправке дополнительного контингента турецких войск в Катар и о расширении сотрудничества с Катаром в области военной подготовки. Турция также обязалась обеспечить поставки в Катар продовольствия и воды.

Решение Эрдогана стало доказательством того, что Анкара намерена создать военно-политический альянс с Катаром. Если учесть, что и Тегеран также поддерживает теплые отношения с Катаром, то в скором будущем в Персидском заливе может возникнуть новая геополитическая реальность: ось Анкара — Тегеран — Доха.

Между тем обострение кризиса вокруг Катара совпало — и неслучайно — с геополитическим успехом России и Турции: переходом в практическую плоскость проекта строительства газопровода "Турецкий поток". Владимир Путин лично прибыл в регион Черного моря, где в торжественной обстановке состоялась церемония стыковки мелководной и глубоководной частей газопровода. Вертолет главы Российского государства приземлился прямо на палубу корабля-укладчика Pioneering Spirit.

С борта трубоукладчика Путин по телефону связался с Реджепом Тайипом Эрдоганом и поздравил его с успешной реализацией проекта: "Я звоню вам с борта трубоукладчика, из Черного моря — огромного судна, которое приступило несколько дней назад к работе на воде, — заявил Владимир Путин. — Нахожусь здесь для того, чтобы принять участие в начале работ на глубоководном участке строительства газопровода "Турецкий поток". Господин президент, я хочу вас с этим поздравить, и хочу отметить, что у нас с Турцией развиваются проекты так, как они не развиваются со многими другими нашими партнерами".

Эксперты отмечают, что реализация "Турецкого потока" превратит Анкару в одного из главных гарантов энергобезопасности Европы, что вызывает серьзную тревогу в Вашингтоне: в последнее время отношения Турции и США серьезно осложнились. Прежде всего потому что, как считают в Анкаре, именно Вашингтон был главным вдохновителей путчистов, которые в июле 2016 года совершили неудачную попытку свергнуть Эрдогана. Кроме того, решение Дональда Трампа начать поставки тяжелых вооружений сирийским курдам вызвало сильные антиамериканские настроения в Турции, где курдов обвиняют в сепаратизме и терроризме.

Естественно, Вашингтон опасается, что в случае успешной реализации "Турецкого потока" Анкара получит в руки важный козырь и постарается использовать газовую задвижку как сильное политическое орудие для давления на союзников США по НАТО в Европе. Вот почему несамостоятельная Болгария, которая давно уже показывает себя очередным послушным европейским вассалом Вашингтона, скорее всего получила указания от заокеанских хозяев реанимировать "Южный поток", от которого Россия окончательно отказалась. "Газпром" еще в августе 2016 года расформировал департамент, который отвечал за реализацию этого газопровода.

Президент Болгарии Румен Радев звонил вчера вечером Владимиру Путину и попытался убедить российского лидера реанимировать проект "Южный поток". София сейчас жалеет, что в свое время под нажимом Брюсселя и Вашингтона долго не давала согласие на реализацию "Южного потока": часть магистрали прошла бы по болгарской территории, и столица получала бы плату за транзит российского газа в Европу и дешевое голубое топливо. И в Будапеште тоже как по команде вдруг вспомнили о "Южном потоке". Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что этот проект имеет "неплохие перспективы".

Однако, как считают эксперты, София и Будапешт слишком поздно поняли, что их поезд по вине США ушел, и инициатива перешла к Анкаре, которая теперь не упустит шанса и постарается в намеченные сроки реализовать проект "Турецкий поток". И похоже, что давление Америки на транзитные страны и попытки отнять у Турции газовый вентиль Южной Европы уже не имеют никакого серьезного значения ни для России, ни для Турции.

Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *