Американцев приучают предъявлять паспорт

Граждане США, привыкшие ездить в Канаду, как к себе домой, пребывают в недоумении – на границе ужесточен контроль, из-за чего возникают гигантские пробки. Идут разговоры о спущенной сверху «политической директиве». Министр внутренней безопасности «нутром чует», что террористическая угроза резко возросла.

Американцы, особенно моторизованные, привыкли считать поездку в Мексику или Канаду таким же простым и обыденным делом, как посещение соседнего штата. Обычно водитель устно заявлял пограничному инспектору, что он гражданин США, везет с собой то-то и то-то – и мог спокойно ехать, если инспектор не чувствовал потребности удостовериться в искренности автомобилиста…

Теперь же на погранпосте у тоннеля Виндзор в Детройте среднее время прохождения одной машины растянулось в полтора раза, утверждает частный оператор тоннеля Нейл Блитски. При этом никаких объездных маршрутов, чтобы проехать в Канаду, в округе просто нет.

Ожидание своей очереди на проезд в США через мост Blue Water Bridge, соединяющий Порт Гурон в Мичигане с Пойнт-Эдвард в Онтарио, в минувшем августе стало столь длительным, что министерство транспорта канадской провинции установило вдоль трассы портативные туалеты. Это, по словам президента местной торговой палаты Гарри МакДоналда, одни из уроков трагедии 9/11 – по крайней мере, создан запас этих критически необходимых пластиковых кабинок, который выручает сегодня наглухо запертых в очереди автомобилистов.

В США ужесточен контроль сухопутных границ со своими соседями. Причем не только на юге, где угроза нелегальной иммиграции из Мексики традиционна, но также и на севере, граничащем с благополучной Канадой. По сообщению Associated Press, интенсивные проверки транспортных средств привели к гигантским пробкам по обе стороны границ, которые уже сравнивают с заторами на дорогах 11 сентября 2001 года после воздушных атак террористов «Аль-Каиды». Нарастание очередей на некоторых пунктах пропуска, отмечает агентство, стало заметно в последние полтора-два месяца.

Жители приграничных населенных пунктов и местные бизнесмены яростно критикуют жесткость новых правил, к которым, по их мнению, американские пограничные чиновники оказались не готовы сами. От американских водителей теперь требуют обязательного предъявления водительских прав, паспорта или другого удостоверение личности с фотографией владельца. Автомобилисты утверждают, что у пограничников попросту не хватает сотрудников, чтобы осмотреть документы, зарегистрировать их и еще досмотреть транспортное средство.

Если в прошлом году контроль одного автомобиля составлял в среднем 54 секунды, то теперь при пересечении моста Peace Bridge на пути из американского Буффало в канадский Форт Эри пограничные процедуры растянулись на 75 секунд, утверждает менеджер мостового перехода Рон Ринас. Люди, традиционно привыкшие ездить из города в город за покупками или просто пообедать, вынуждены отказываться от своих привычек из-за стоянок в пробках.

«Очевидно, что-то случилось, спущена своего рода политическая директива, которая удлинила процедуру досмотра, - сказал Ринас. - Наши вопросы о причинах остались без ответа» 

Возмущение американцев растет, владельцы приграничного бизнеса, ассоциации предпринимателей, торговые палаты городов пишут петиции в Вашингтон. Они требуют отказаться от планов проверять не менее 60 процентов водительских прав и удостоверений личности у въезжающих в страну соотечественников и прекратить подобную практику, которая разрушает малый и средний бизнес американских окраин.

Планы властей, как выяснилось, гораздо обширнее. Начиная с 30 января 2008 года, предъявить при возвращении в Штаты идентифицирующий личность документ будет обязан каждый гражданин США. До сих пор такое требование, обязательное для авиапассажиров, на автовладельцев распространялось как бы факультативно.

В июле ужесточение режима на сухопутных пунктах пропуска был вынужден прокомментировать глава министерства внутренней безопасности Майкл Чертофф. Он заявил, что «нутром чувствует» – нация нынешним летом оказалась перед возросшей угрозой нападения. В подтверждение своих слов он привел пример, когда в мае чиновник иммиграционной службы нью-йоркской пограничной станции Champlain пропустил в США зараженного туберкулезом человека, несмотря на поднятую компьютером тревогу.

Чего хорошего можно ожидать от тотальной проверки водительских лицензий, задается вопросом президент Союза приграничной торговли Мария-Луиза O'Коннел, если даже Чертофф соглашается, что эти документы не защищены как следует. Некоторые из террористов 11 сентября имели при себе по несколько водительских удостоверений.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить