Москва отказывается от односторонних уступок

Полноценное партнерство между Вашингтоном и Москвой не состоялось – после развала СССР в отношениях не было равноправия. Приняв решение, американцы ставили РФ перед свершившимся фактом. Но теперь Россия начинает жестко отстаивать свои интересы. Подтверждением тому стало предложение Кремля о новом формате переговоров по тактическому ядерному оружию. 

В 1991 году Россия и США решили значительно сократить свое тактическое ядерное оружие. Россия обязалась снять с вооружения 60 процентов ядерных боеприпасов в войсках ПВО, 50 процентов – в военно-воздушных силах, 30 процентов – в военно-морском флоте и полностью отказаться от тактического ядерного оружия сухопутных войск.

Москва более пятнадцати лет четко выполняет взятые на себя обязательства – вывела тактическое ядерное оружие из стран бывшего Варшавского договора, из бывших советских республик и значительно сократила его количество в своих вооруженных силах.

Соединенные Штаты с выполнением обязательств не спешат. В Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Нидерландах и Турции хранятся около двухсот ядерных тактических боеприпасов, принадлежащих американцам, и США не собираются переносить на свою территорию.

Поэтому предложение Кремля вести переговоры о сокращении тактического ядерного оружия на многосторонней основе (с привлечением Франции и Великобритании) отвечает национальным интересам РФ и может вызвать у Вашингтона крайне негативную реакцию – США не желают потерять преимущество в ядерных средствах нападения.

Сегодня приходится констатировать, что российско-американское партнерство не состоялось – по крайней мере, в том виде, как это было обещано. В значительной степени ответственность за это лежит на прежних руководителях внешней и военной политики РФ, которые не смогли разработать и осуществить реалистическую программу развития отношений с Вашингтоном.

Разрыв между декларациями и реальностью произошел также вследствие грубых ошибок российской дипломатии в первый период после развала Советского Союза. Создавалось впечатление, что Москва готова пойти на любые уступки американцам, ничего не требуя взамен.

В результате, не был обеспечен равноправный характер провозглашенного партнерства, и в Вашингтоне привыкли, что Москву можно ставить перед свершившимся фактом. Как писала английская газета «Индепендент», «диалог между Западом и Россией, в конечном счете, сводился к официальным встречам, на которых России предлагалось согласиться с решениями, принятыми другими правительствами».

Этот период ушел в прошлое. Россия осознает свои геополитические интересы и те потенциальные угрозы, которые могут возникнуть по периметру ее территории.

На этом фоне тактическое ядерное оружие как средство защиты и сдерживания недобрых намерений соседей представляет собой важнейший фактор обеспечения национальной безопасности. Несмотря на серьезные сокращения, РФ обладает достаточным арсеналом, способным решить оперативно-тактические задачи на любом театре военных действий.

К настоящему времени в вооруженных силах США «нестратегические» боеприпасы представлены авиабомбами свободного падения B-61 с мощностью, переключаемой в диапазоне 0,3-170 кт (650 единиц), а также боеголовками крылатых ракет морского базирования «Томагавк» W-80-0 мощностью 5 и 150 кт – 320 единиц.
 
Российский арсенал составляют ракеты авиации ВВС и ВМФ «воздух-земля» AS-4, «воздух-воздух» AS-16, авиабомбы общим числом в 1.400 штук; около 500 крылатых противокорабельных ракет ВМФ SS-N-9, -12, -19, -21, -22; противолодочные глубинные бомбы и ракеты SS-N-15, -16 и торпеды в количестве до 300 штук. Итого – 2200 боезарядов развернутого тактического ядерного оружия.

Во Франции к ТЯО относят 65 единиц ракет авиации ВВС и ВМС ASMP мощностью 300 кт. Китайские ТЯО общей численностью 150 единиц включают артиллерийские снаряды, фугасы, авиабомбы и боеголовки ракет DF-15 и DF-11. 

Если добавить к этому потенциальные возможности создания подобного оружия Пакистаном, Индией, возможность размещения ТЯО на территориях Афганистана и Ирака, наращивания запасов на территории Турции и других стран НАТО, то предложение России о всеобщем переговорном процессе вполне правомерно и может дать возможность не только ограничить число стран, обладающих этим о оружием, но и заставить США серьезно почистить свои «авгиевы конюшни».

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *