Авантюры Пентагона повторяются даже в календаре

США всегда хорошо знали, когда им удобнее начать очередную войну, но с выбором повода возникали проблемы – то Вашингтон опирался на слишком явную фальшивку, то вдруг вторгался в страну, которой еще вчера оказывал поддержку. Так совпало, что два конфликта, последствия которых важны для всего мира, были развязаны в один и тот же день августа.

Войны всегда готовились задолго до их начала. Их экономические и политические причины бывают глубоко скрыты от общества и проявляются только через годы. Зато всем хорошо известны поводы к началу боевых действий. Они позволяют проследить шаблонность непосредственной подготовки и стандартные приемы агрессора, затевающего бойню.

Иногда сравнительно небольшие по масштабу события дают толчок процессам, которые впоследствии направляют развитие всего мира. Два таких события в разные годы произошли 2 августа.

Война всегда была продолжением политики. Но в основе ее лежит экономика и интересы стран, стремящихся к мировому господству. Чтобы достичь своих целей, мало накачать военные мускулы, надо убедить «своих и чужих» в справедливости начинающейся боевой операции и привлечь на свою сторону как можно больше союзников.

Как это делается, показали США – вначале во Вьетнаме, а через десятилетия в Ираке. Формы разные, методы отличаются, но есть общий знаменатель – провокационность и полное пренебрежение к последствиям для населения противника и собственных граждан.

Прием первый и основной – представить себя невинной жертвой агрессора. Это сценарий для Вьетнама. В 1954 году Вьетнам  в соответствии с Женевским соглашением был временно разделён на две части. Так завершилась колониальная война Франции в Индокитае. Предполагалось, что в следующие два года будут проведены свободные выборы, после которых обе части воссоединятся.

Однако по ряду причин выборы были сорваны. С 1957 года компартия Южного Вьетнама начинает  вооружённую борьбу против проамериканского правительства Нго Динь Зьема. В 1959 году руководство Северного Вьетнама приняло решение оказать военную помощь повстанцам, поскольку мирные пути объединения страны зашли в тупик.

К 1964 году США оказывали возрастающую поддержку южновьетнамскому правительству, предоставляя оружие и военных советников для ведения боевых действий против партизан, однако ещё не принимали непосредственного участия в войне.

В 1964 году ВМС США проводили у берегов Северного Вьетнама операцию De Soto. В Тонкинском заливе находился корабль, выполнявший радиотехническую разведку. В начале августа эту задачу выполнял эсминец «Мэддокс».

Во второй половине дня 2 августа «Мэддокс», по утверждению американской стороны, находился в международных водах. Внезапно экипаж корабля обнаружил три приближающихся северовьетнамских торпедных катера. Как утверждается, они вели себя агрессивно, и капитан эсминца отдал приказ произвести предупредительный выстрел.

В ответ на это катера открыли огонь по эсминцу из крупнокалиберных пулеметов и произвели торпедные пуски, однако все торпеды прошли мимо цели. В завязавшийся морской бой вступило звено американских палубных истребителей, выполнявших тренировочный полёт возле своего авианосца, также находившегося в заливе. Катера получили повреждения и прекратили атаку, взяв курс на свою базу.

Позже выяснилось, что эсминец вторгся в территориальные воды Вьетнама. Но это было уже неважно. Используя этот инцидент, 4 августа американское командование заявило, что американские корабли снова атакованы – на этот раз, якобы, на них нападают более десятка неизвестных объектов, хотя поднятые по тревоге самолеты с авианосцев не обнаружили в этом районе ни одного северовьетнамского катера.

Ситуация была неясной, но очень удобной для развязывания военного конфликта. Президент Джонсон воспользовался ею и дал распоряжение нанести авиационные удары по вьетнамским морским базам и нефтехранилищам.

Операция «Пронзающая стрела» началась 5 августа. Это был первый налет американской авиации на Северный Вьетнам. Конгресс США уже 7 августа принял «Тонкинскую резолюцию», которая разрешала Президенту предпринимать все шаги, включая использование вооруженных сил США, для защиты свободы стран Юго-Восточной Азии. Эта резолюция стала правовой основой участия США в боевых действиях без объявления войны.

Что происходило дальше и чем закончилось, все знают прекрасно. Долгие годы считалось, что нападение на Вьетнам – это акт самообороны и справедливого возмездия. Однако в конце 2005 года Агентство национальной безопасности США рассекретило ряд документов, касающихся инцидента в Тонкинском заливе. Среди них были материалы историка Роберта Хэниока, который пришел к выводу, что АНБ намеренно предоставляло американскому руководству искаженную информацию.

Если эту фальсификацию сравнивать с поисками ядерного, бактериологического и химического оружия в Ираке, становится ясно, что американские политики верят в то, во что им хочется верить, в зависимости от предстоящих выгод.

Однако постоянный обман не приносит успеха, если его формы не разнообразить. «Буря в пустыне», так похожая на вьетнамский инцидент, тоже начиналась не сразу и имела глубокие корни.

2 августа 1990 года Ирак вторгся в Кувейт, мгновенно оккупировав это небольшое соседнее государство. Через четыре с половиной месяца, после долгих и безуспешных попыток ООН убедить Ирак прекратить агрессию, США со своими союзниками предприняли военную операцию с целью наказать Саддама Хусейна.

Пять недель авиация непрерывно бомбила иракскую территорию, после чего была начата сухопутная операция. Всего 100 часов потребовалось войскам США, некоторым другим странам НАТО и контингентам ряда арабских государств для победы. Такова в схематичном виде история ирако-кувейтского кризиса 1990 года, повлекшего военное вмешательство Запада в дела стран Персидского залива.

Военная операция США была молниеносной и эффективной с военной точки зрения. Но тогда Соединенным Штатам было невыгодно окончательно и однозначно решать проблему Саддама Хусейна. Потенциально агрессивный Ирак с военно-политической точки зрения был просто необходим Вашингтону как повод и причина сохранения американского военного присутствия в Персидском заливе.

Этот кризис корнями уходит в начало XX века, когда после первой мировой войны начался распад Оттоманской империи. Верная принципу «разделяй и властвуй», британская дипломатия сделала все, чтобы в этом регионе сохранились причины и поводы для конфликтов.

В 1922 году из трех бывших турецких провинций – населенного курдами Мосула, суннитского Багдада и шиитской Басры – был образован Ирак. Это было искусственное образование, сосредоточившее в своем составе непримиримые этнические и религиозные общины. С самого начала Ирак представлял собой достаточно сильное и богатое государство, однако чего ему с легкой руки британских дипломатов не хватало, так это выхода к морю.

Лондон стремился не допустить Багдад в Персидский залив, устранить саму возможность иракского доминирования в регионе и оставить Ирак под своим влиянием. С этой целью на территории современного Кувейта были дислоцированы английские войска, а сама она была взята под английский протекторат.

Несколько раз Ирак разными способами пытался решить свою проблему выхода к морю. В 1961 году, когда Кувейт провозгласил независимость, а английские войска были выведены из страны, Ирак сосредоточил свою армию на границе с ним и объявил его частью иракской территории, намереваясь оккупировать это новое государственное образование. Ситуацию спасли английские войска, возвратившиеся в регион.

По объему нефтяных запасов Кувейт занимает третье место в мире. Они оцениваются в 100 млрд. баррелей. Собственные запасы нефти Ирака, по оценкам, достигают 95 млрд баррелей. Аннексией Кувейта Саддам Хуссейн обеспечил бы себе контроль над 20% мировых нефтяных запасов. У Саддама давно имелись отчетливые амбиции на роль лидера арабского мира. Но реализовать их ему можно было только после установления контроля над нефтяными ресурсами.

В этом смысле судьба Кувейта была предопределена. Весной 1990 года Багдад посетила делегация американских сенаторов во главе с Робертом Доулом. По возвращении в Вашингтон сенаторы выступили единым фронтом против введения санкций в отношении Ирака.

25 июля 1990 года посол США в Ираке Эйприл Гласпи встретилась с Саддамом Хусейном и, по сообщению Багдада, от лица США поддержала политику Ирака. По ее словам, Вашингтон понимает стремление Багдада продавать нефть по более высокой цене для поддержки своей экономики и не собирается вставать на чью-либо сторону в ирако-кувейтском пограничном конфликте.

18 июля 1990 года Саддам обвинил Кувейт в том, что последние 10 лет тот незаконно присваивает иракскую нефть из приграничного месторождения. В качестве компенсации Кувейт должен был списать иракский долг (15 миллиардов долларов) и заплатить еще 2,5 млрд долларов Багдаду. Эмир Кувейта отверг притязания соседа, но согласился начать переговоры.

Саддам Хусейн начал стягивать войска к кувейтской границе и при этом заявил президенту Египта Хосни Мубараку, который выступал в качестве посредника на переговорах, что готов решить спор мирным путем. 31 июля 1990 года стороны встретились в Джидде, но наследующий день иракские представители сорвали переговоры. 2 августа 1990 года 120-тысячная иракская армия раздавила 20-тысячную армию Кувейта и захватила эмират.

О военных приготовлениях Саддама не знали разве что пингвины Антарктиды, но США выжидали, когда их бывший друг втянется в кувейтскую авантюру, чтобы, используя освобождение Кувейта, прочно встать на берегах Залива, глядя в сторону Ирана.

Таким образом, то, что творится сейчас в Ираке, было заложено задолго до 2003 года, когда США начали агрессию против этой страны.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить