США атакуют Китай через Африку

На конференции по Дарфуру США косвенно дали понять, что решение гуманитарных проблем – только прикрытие. Истинные цели Вашингтона в регионе совсем иные, ради их достижения Буш уже начинал войны. Эти заявления больше всех возмутили Китай, у которого есть свои интересы…   

Представители США, ООН и Евросоюза приняли участие в международной конференции по Дарфуру. На этой встрече в Париже обсуждались пути урегулирования военного конфликта на юге Судана.

США снова продемонстрировали верность политике, проводимой в эпоху правления Буша-младшего. Как заявили представители Вашингтона, необходимо взять под контроль нефтяные запасы Судана, чтобы не дать террористам использовать их в своих целях. А для этого нужно ввести войска НАТО на территорию страны. 

На сегодня, по данным журнала Petroleum Economist, доказанные запасы нефти в Судане составляют 627 млн. баррелей, а общие запасы оцениваются в 8,5-12 миллиардов. При этом три четверти запасов нефти находятся именно на юге в зоне конфликта.

Последнее из длящихся уже более полувека вооруженных восстаний в Дарфуре вспыхнуло в 2003 году. За неполные четыре года гражданская война привела к гибели 200 тысяч человек, что позволило ООН назвать ситуацию в регионе «самым серьезным гуманитарным кризисом в современном мире».

По мнению Объединенных Наций, все конфликтующие стороны должны, «исходя из интересов сплоченности и единства страны, посредством диалога и переговоров», достигнуть «настоящего национального примирения». Однако на практике это вряд ли возможно.

Судан – одна из нефтедобывающих стран африканского континента со смешанным арабским и негроидным населением. 70 процентов суданцев – мусульмане-сунниты. Еще британские колонизаторы разделяли Судан на более развитый мусульманский Север и менее развитый Юг. В южных провинциях сохранялась без изменений система «косвенного управления» и режима «закрытых районов».

Завоевание независимости в 1955 г. не только не ликвидировало разрыв между Севером и Югом, но и стало исходной точкой начала в Судане затяжной гражданской войны. Провозглашение Судана унитарной парламентской республикой и игнорирование требований южан об автономии лишь обострило конфликт. Правящая в Хартуме группировка суннитов проводила в отношении населения Юга дискриминационную политику, назначая на важные административные посты северян, которые имели также монопольные позиции в торговле и аграрном секторе.

Разведка нефти началась в Судане в конце 50-х гг., когда итальянская компания Agip Oil приступила к изыскательским работам в районах центрального и южного Красноморского побережья Судана, где через некоторое время удалось обнаружить показатели наличия нефти в двух скважинах в восточном районе Дарвара (1964-67 гг.). Уже в начале 60-х гг. к ней присоединились General Exploration of California, Continental Oil, Shell, British Petroleum, получившие лицензии на проведение нефтеразведки на территории, превышающей 10 тыс.кв.км. на востоке страны.

Продолжающаяся гражданская война ставила под серьезный вопрос надежность инвестиций и возможность расширения добычи. Поэтому в 1972 г. было подписано соглашение о прекращении военных действий и о предоставлении Югу статуса автономного региона в рамках единого Судана. Одновременно был принят Закон о нефти (1972 г.) и директивы по разработке нефтяных ресурсов (1973 г.).

Улучшение ситуации способствовало привлечению новых зарубежных компаний и существенному расширению зоны разведки. В 1973-74 гг. Standard Oil of California (Chevron) получила 39 лицензий на разведочные работы на территории 28,3 тыс.кв.км. в районе Красноморского побережья и 516 тыс.кв. км. во внутренних районах страны.

Однако в 1983 году гражданская война получила  неожиданное продолжение. Официально это объяснялось арабизацией и исламизацией оставшейся части страны. Но реальные причины многие аналитики были склонны видеть в обострении конкурентной борьбы на нефтяных полях.

В 1984 г. после гибели трех сотрудников компании, в результате нападения повстанцев, Chevron прекратил разработку месторождений на юге, попытавшись переключиться на северные районы страны. К 1990 г. деятельность компании стала убыточной, а в 1992 г. Chevron была вынуждена продать все свои интересы частной суданской компании Concorp International.

Какое-то время ситуация несколько лучше складывалась для западноевропейских компаний. В 1980 г. французской Total (65%) совместно с суданской госкорпорацией Public Petroleum Corporation (PPC) (10%) и швейцарской International Development Corporation IEDC (25%) удалось получить Мугладский бассейн ранее оставленный Chevron. В 1984 г. к ним рискнула присоединиться американская Marathon Oil. И в том же 1984 г. из-за ухудшения ситуации в области безопасности в этих районах руководство Total приняло решение об отзыве рабочих с месторождений, а в 1985 г. окончательно остановило работы на своих участках.

Нестабильность ситуации оказывала слишком деструктивное влияние на экономику страны. Поэтому в 1993 г. правительство Судана призвало в качестве посредников правительства соседних государств. Президенты Кении, Эфиопии, Эритреи и Уганды предприняли ряд инициатив, направленных на проведение регулярных мирных переговоров между правительством в Хартуме и фракцией Национально-освободительной армии Судана (НОАС). Однако покончить с военными действиями не удалось. Итогом стала суровая критика Судана со стороны США за «поддержку исламских террористов».

Естественно, что после 11 сентября 2001 года обстановка накалилась настолько, что Судан попал в список стран, ставших потенциальными мишенями глобальной антитеррористической операции.

Немногие из оставшихся нефтяных компаний (таких, как малазийская нефтяная компания Petronas) немедленно эвакуировали членов семей своих работников из страны. Однако добыча нефти продолжалась.

Шведская Lundin Oil пришла в Судан в 1997 году. Ее партнерами стали уже упомянутая малазийская Petronas (28,5%), австрийская OMV (26,125%) и суданская Sudapet (5%). В начале 2001 компания объявила об открытии крупного месторождения. Уходить было нельзя, но все же к 2003 году сдали позиции и они.

В итоге основным добытчиком и импортером суданской нефти стала Китайская национальная нефтяная компания (CNPC). Как отмечает Globe And Mail, «Пекин рассматривает риск нехватки энергоресурсов как самую большую потенциальную угрозу национальной безопасности и социальной стабильности». а настоящий момент он сотрудничает с 27 странами в области поиска нефтяных месторождений. Только в Африке Китай заключил соглашение на импорт нефти с Суданом, Камеруном, Нигерией, Габоном и Анголой.

Но дело не в том, какие цели ставит перед собой китайцы, а в том, как они их достигают. Уникальной особенностью Китая, открывающей ему дверь на любые нефтяные поля и рынки, является то, что он не торгуется. CNPC – крупнейший иностранный инвестор в Судане с пятью миллиардами долларов, вложенными в разработку месторождений нефти. Начиная с 1999 года, Китай вложил в Судан  по меньшей мере, 15 млрд. долл. США. Он владеет 50% нефтеперерабатывающего завода близ Хартума совместно с суданским правительством.

Получая до 30% всей нефти из Африки, КНР старается привлечь на свою сторону правительства континента, предоставляя беспроцентные кредиты или, более того, безвозмездные субсидии беднейшим, но нефтедобывающим государствам Африки. Эти кредиты идут на инфраструктуру, включая дороги, больницы и школы, и представляют собой разительный контраст с жесткими требованиями МВФ и Всемирного банка.

В 2006 г. Китай выделил более 8 млрд. долл. Нигерии, Анголе и Мозамбику, а подконтрольный США Всемирный Банк – лишь 2,3 млрд. долл. для всех стран Африки к югу от Сахары. Причем, в отличие от Всемирного банка, Китай дальновидно не оговаривает, на что именно должны быть потрачены кредиты. Не удивительно, что и повстанцы и законное правительство предпочитают иметь дело с щедрым и не очень дотошным партнером.

Поэтому совещание в Париже – это не столько поиск путей ликвидации гуманитарной катастрофы, сколько столкновение интересов ведущих стран мира вокруг суданской проблемы. Прежде всего, между США и Китаем. Но и не только между ними.

Предлагая взять под международный контроль суданскую нефть, Вашингтон меньше всего думает о гуманитарных проблемах региона. Его цель – занять главенствующие позиции в нефтеносном регионе, для чего надо, в частности, лишить местных мятежников материальной базы.

В Китае это прекрасно понимают и поэтому категорически выступают против жестких санкций в отношении Судана. «Чтобы разрешить конфликт, международное сообщество должно попытаться найти позитивное и уравновешенное решение», - заявляет дипломатический представитель КНР Лиу Гуижин. Нельзя «угрожать суданскому правительству и давить на него» – это только усложнит ситуацию, подчеркивают в Пекине.

Между тем, Вашингтон утверждает, что Пекин поставляет Судану оружие (указана даже сумма – 24 миллиона долларов). К оружейным контрабандистам США причислили и Россию (сумма, по американским данным, составляет 21 миллион долларов).

Оценивая ситуацию в Дарфуре, администрация США говорит о геноциде, который якобы происходит там с 2003 года. И это единственное правительство, которое позволяет себе такой ярлык. Комиссия ООН во главе с итальянским судьей Антонио Кассезе сообщила в 2004 году, что в Дарфуре, конечно, наблюдались грубые нарушения прав человека, но не геноцид.

Итог американским действиям в отношении Судана можно подвести одной фразой, брошенной еще в 2002 году помощником госсекретаря по Африке Вальтером Канштайнером: «Нефть Западной Африки стала нашим национальным стратегическим интересом».

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *