Буш пытается отвертеться от предложения Путина

Не имея разумных аргументов против замены радара в Чехии на РЛС в Габале, Вашингтон пытается любыми средствами дискредитировать предложение Путина. Пентагон утверждает, что Кремль признал иранскую угрозу. Но сам Иран не имеет претензий к России. Это подтвердили переговоры прикаспийских стран в Тегеране.    

1-2 июля в Соединенных Штатах состоится встреча президентов России и США, на которой, в частности, будет обсуждаться предложение Владимира Путина о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане. Это стало бы альтернативой размещению элементов американской ПРО в Европе.

Фактически, предложение России – это тест на истинные намерения Вашингтона. Если США так обеспокоены судьбой Европы и хотят защитить ее, то Джорджу Бушу предоставляется для этого уникальная возможность. Не меняя соотношения стратегических сил в Европе, не раздражая Россию и не подвергая опасности своих союзников по НАТО, без особых финансовых затрат взять под международный контроль ракетные планы Тегерана – что может быть лучше? Тем более, что сам Иран не возражает против этого, а Азербайджан согласен пустить американцев в Габалу.

Но предложение Путина стало для президента США холодным душем. Все согласованные договоренности с Польшей и Чехией, идеологическая подводка под иранскую опасность для Европы – все это развалилось в ходе разговора с российским лидером на «большой восьмерке», и теперь нужны новые аргументы, чтобы отвергнуть инициативу Москвы.

На этом фоне Соединенным Штатам было бы очень кстати, если бы Иран возмутился и подверг критике предложение Кремля. Однако, по мнению официального представителя иранского МИДа Мохаммада Али Хосейни, «Россия не намерена создавать нестабильность и наносить ущерб безопасности в регионе, в который входит она сама. При этом последние высказывания министра обороны США и премьер-министра Великобритании свидетельствуют о том, что истинной целью американского противоракетного щита являются российские ракеты».

Это значит, что весомых аргументов в пользу размещения ПРО в Европе у Буша нет. В запасе остаются уловки, которые называются фальсификацией, дезинформацией и дискредитацией.

И чтобы отразить эту информационную атаку, слово взяли российские эксперты. На пресс-конференции в Москве начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский и заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк по пунктам ответили на американскую критику.

Прежде всего, что касается технических возможностей станции в Азербайджане. У США не получилось дискредитировать российскую систему, аргументируя это тем, что она слаба и уступает по характеристикам американским аналогам. На самом деле, это один из самых мощных радаров в мире, входящий в систему предупреждения о ракетном нападении и способный отслеживать пуски ракет и определять параметры полета вплоть до Австралии, захватывая при этом большую часть Африки. 

Кроме того, в Вашингтоне заявляют, что, предлагая использовать радар в Габале, Москва, наконец, признала «иранскую угрозу». Однако Россия имела в виду совсем другое. С учетом ссылок американцев на такую угрозу было предложено решение, которое позволяет оценить реальную картину – а если в будущем речь и зайдет о возникновении опасности со стороны Тегерана, то ее можно будет заранее обнаружить и оценить.

Ситуацию с «иранской угрозой» наглядно иллюстрирует конференция глав МИД государств каспийского региона, состоявшаяся 20 июня в Тегеране.

Кто, по логике, должен быть больше всего обеспокоен «агрессивными» планами Исламской Республики? Конечно, страны-соседи. Но на встрече министров речь шла не об угрозе войны, а о правовом статусе Каспия, подготовке второго саммита глав государств каспийского региона, где будут обсуждаться вопросы более эффективного сотрудничества.

Участники переговоров обошлись без экзальтации, угроз, намеков на санкции. И это в сложнейшем, спорном районе мира, который является частью энергетического эллипса Азии, с нерешенными вопросами раздела акватории, морского дна, разработки новых месторождений нефти и строительства трубопроводов. Причем каждая из проблем – это национальные интересы каспийских государств и огромные финансовые потери или выгоды.

Но в Тегеране вели переговоры, а не угрожали друг другу. В этом и есть существенное отличие разумной политики от политики Вашингтона.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *