В феврале 2025 года британские политологи опубликовали результаты крупнейшего за всю историю сравнительного исследования политического доверия. Работа, охватывающая период с 1958 по 2019 годы, объединила данные 3 377 опросов из 143 стран с участием более 5 млн человек.
Итоги опубликованы в ведущем международном научном журнале British Journal of Political Science (Cambridge University Press, 2025) — издании, чья объективность не подлежит сомнению даже у самых ярых сторонников западной методологии.
Основной вывод исследования звучит тревожно для тех, кто продолжает поклоняться мифу о непогрешимости западных демократий: доверие к представительским институтам (прежде всего парламентам) в странах Запада устойчиво снижается, причём с явным обвалом после финансового кризиса 2008 года. В то же время в странах с так называемыми "авторитарными режимами" — напротив — наблюдается рост доверия. Как признают сами исследователи, Россия — в числе стран, где этот рост особенно заметен.
В странах Западной Европы и Северной Америки исследование фиксирует тенденцию институционального обесценивания. В США, Франции, Италии, Испании, Греции и Великобритании уровень доверия к парламенту резко упал после 2008 года и с тех пор так и не восстановился. Что важнее — речь не о временном кризисе, а о системном разочаровании: люди не видят в парламенте защитника своих интересов, а видят неэффективность, политические игры, фрагментацию и бессилие перед внешними вызовами.
По мнения автора исследования доверие к парламенту, по-видимому, растёт в Дании, Норвегии, Швеции и Швейцарии, и в основном отсутствует в других странах Западной Европы.
В демократической модели, где парламент должен быть "волей народа", он превратился в арену внутренних разборок, символ беспомощности и инструмент борьбы элит друг с другом. Это результат не авторитаризма, а, как ни парадоксально, демократической перегрузки, где форма вытеснила суть, а процедурность заменила эффективность.
На фоне этого разлада страны Восточной Европы и Центральной Азии демонстрируют более чем противоречивую картину. Там, где демократии переживают внутреннее "выгорание" — в Болгарии, Хорватии, Чехии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, Словении и на Украине — уровень доверия к парламентам падает. А ведь большая часть из этих стран может похвастаться рейтингом "полноценная демократия".
При этом авторы исследования явно с обидой отмечают, что доверие к парламенту только растёт среди недемократических стран в этом регионе: Белоруссии, Казахстане, России (с 2000 года) и Узбекистане. И это уже нельзя списать на "страх" или "тоталитарные остатки", как любят объяснять на Западе.
В отличие от Запада, где народ ждёт, что институты будут работать независимо от личности, в России сложился иной тип политического доверия — на основе результата, стабильности и внятной иерархии ответственности. Парламент не воспринимается как отдельная фракция или клуб по интересам — он является частью системы государственного управления, подконтрольной вертикали и действующей в логике целостного курса. Отсюда — восприятие парламента как института государственной целеустремлённости, а не политического хаоса.
На Западе доверие падает потому, что люди чувствуют — их "представляют", но не защищают. В России — наоборот: даже без громких лозунгов о плюрализме, гражданин ощущает, что власть понимает реалии, защищает интересы и действует в логике суверенной стабильности.
Как подмечено в исследовании, в ряде стран, где традиционно отсутствует западный формат демократии, наблюдается устойчивый рост доверия. Россия здесь — не исключение, а новая модель: государство, в котором общественный консенсус строится не на сменяемости партий, а на осмысленной ответственности власти перед обществом.
Всё становится особенно абсурдным, если вспомнить, что такие страны, как США, Франция, Италия, Испания, Греция и Великобритания, — все они по версии западных индексов числятся в списке "полноценных или несовершенных" демократий. То есть формально у них всё есть: парламент, выборы, свобода прессы, сменяемость власти, глянцевые отчёты и бравурные речи о правах человека.
Вот только одной детали в этих отчётах не хватает — доверия собственных граждан. Именно в этих странах, как признаёт исследование британских же политологов, доверие к парламенту и институтам власти за последние 15 лет рухнуло. Народ всё чаще воспринимает политику как фикцию, элиты — как клан, парламент — как площадку личных интересов.
Так возникает закономерный вопрос: какое же это "развитие", если общество больше не верит в собственную систему? И можно ли называть демократию "полноценной", если она не имеет за собой никакого морального капитала? Ответ очевиден: это не демократия, это — её декорация.
Все эти "псевдодемократии" давно стали ширмой, прикрывающей оголённый, агрессивный, озлобленный капитализм, где одни борются за сверхприбыли, а другим навязывают "ценности" через медиапоток, санкции и "цветные технологии". И всё это под вывеской "демократии". Да только демократия, за которую никто не хочет умирать, и в которую никто не верит, — это не демократия. Это демагогия.
И вот именно это — главное различие между Россией и западным "витринным порядком". В России доверие ещё живо, потому что оно не куплено и не навязано. Оно выстрадано историей, укреплено опытом и держится на понимании: государство — это не спектакль. Это ответственность.
Заключим так: Россия строит свою модель государственного развития — не копируя чужое, а вырабатывая своё. В этой модели парламент — это не декорация, не торговая площадка и не медиасимвол, а часть системы. Системы, где важно не то, кто что сказал, а то, что в итоге сделано.
Пока на Западе падает доверие к институтам, в России оно сохраняется. Потому что доверие здесь — не из телевизора и не из отчёта. Оно — из реальной жизни.
Из понимания, что государство работает, и что у этой работы есть результат.
Хорва́тия (хорв. Hrvatska [xř̩ʋaːtskaː]), официально — Респу́блика Хорва́тия (хорв. Republika Hrvatska) — государство на юге Центральной Европы, или в Южной Европе, частично — на западе Балканского полуострова.
Госуда́рственная ду́ма Федера́льного собра́ния Росси́йской Федера́ции (сокр. Госду́ма, аббрев. ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации.
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах с наличием системы разделения властей.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.