Вторую мировую объявили войной с большевизмом

Мало того, что приход советских войск в восточноевропейские страны был оккупацией – оказывается, вся Вторая мировая война представляла собой великую битву с большевизмом. Выступив с таким утверждением, венгерские националисты, похоже, окончательно утратили чувство реальности и готовы переписать всю историю 20 века. В самом центре Европы зреет опаснейший очаг реваншизма – ведь эти заявления звучат из уст лидера весьма влиятельной партии.  

Чем ближе годовщина окончания Второй мировой войны, тем чаще напоминают о себе страны и организации, которых не устраивают её итоги. Вслед за Эстонией войну с памятником советскому Воину-освободителю начали политики Венгрии. Тенденция не может не вызывать тревогу, поскольку возрождение венгерского реваншизма может поставить под вопрос существующие в Европе границы и дать дополнительный козырь тем, что отрицает решающую роль Красной Армии в борьбе с нацизмом.

С самого начала апреля венгерская правая организация Всемирный союз венгров (ВФВ) начала настоящую охоту на памятники советским воинам. Её лидер Миклош Патрубани объявил, что собрал 200 тысяч подписей в поддержку планов перенести памятник с площади Свободы в центре Будапешта на менее видное место. Члены ультраправых организаций в годовщину взятия венгерской столицы попытались осквернить памятник, но им не дала этого сделать полиция и активисты левых партий.

Читайте: Венгерское эхо до сих пор звучит в Европе .

Отрицательное отношение парламента и правительства к этой идее вынудило ВФВ отказаться от планов провести референдум, но не от желания убрать памятник. И в ход пошла невиданная доселе аргументация. «ВФВ откажется от требования переноса советского монумента, только если Россия установит подобный памятник на Красной площади в Москве, посвященный сотням тысяч венгерских солдат, которые погибли в России в битве с большевизмом», - заявил Миклош Патрубани.

Действительно, сказал, как отрезал. Сложно вспомнить, когда в последний раз влиятельный политический деятель в Европе называл Вторую мировую войну «битвой с большевизмом». Можно констатировать, что идеи взять реванш за поражение в войне, где Венгрия практически до последнего дня была союзницей нацистской Германии, овладела умами не только маргиналов, но и авторитетного политика в 11-миллионной стране в центре Европы.

Здесь уместно обратиться к истории участия Венгрии в войне. Как и Германия, она потерпела поражение в Первой мировой войне, её границы были урезаны, и в результате миллионы венгров оказались на территории других государств. С осени 1938 по весну 1939 гг. Венгрия вместе с Германией и Польшей приняла участие в отторжении от Чехословакии ряда территорий (в случае с Венгрией – южной Словакии и Закарпатья), а 12 января 1939 года Венгрия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту Германии, Италии и Японии.

Союз с Адольфом Гитлером позволили венгерскому диктатору Миклошу Хорти продолжить завоевательную политику. В 1940 году Венгрия получила часть западной Румынии (Трансильвании), а в 1941 году, после оккупации Югославии – большую часть сербской Воеводины. 22 июня 1941 года Венгрия вместе с Германией напала на СССР, а её солдаты отличались зверствами в отношении гражданского населения России и Украины. Венгерские дивизии отчаянно воевали и на Кавказе, и под Сталинградом, и на Курской дуге.

Из Венгрии по требованию Германии высылали евреев, которые потом отправлялись в концлагеря. При всей жестокости венграм всё-таки было далеко до германских нацистов, но в 1944 году, когда война уже близилась к концу, к власти в Будапеште пришли «салашисты» - венгерские нацисты. Они начали истребление евреев, а заодно устроили террор против венгров, не желавших сотрудничать с ними. Когда в январе-феврале советские воины вступили на венгерскую землю, салашисты оказали им жесточайшее сопротивление.

В результате тяжелейших боёв только в боях за Будапешт погибли 80 тысяч советских солдат. В память о погибших бойцах Красной Армии осенью 1945 года в центре Будапешта на площади Свободы (Сабадшаг) появился памятник. А в честь победы советских воинов была учреждена медаль «За взятие Будапешта» - именно взятие, ведь Венгрия до последнего оставалась союзницей Гитлера, и её приходилось брать, а не освобождать.

Читайте: Антироссийский след погромов в Будапеште .

Во Второй мировой войне Венгрия потерпела поражение. Миллионы венгров остались за пределами этнической родины – в Румынии, Чехословакии, Югославии и СССР. Сама Венгрия, как и соседние страны (кроме Австрии) стала частью социалистического лагеря. Памятник советским воинам в Будапеште стал для них символом советской оккупации, и не случайно он первым сильно пострадал в начале событий 1956 года. Вопросов о том, почему случилась оккупация и «кто к кому первым с мечом пришёл», восставшие предпочли не задавать.

После краха социализма в 1989 году социалистическое прошлое начали поливать грязью, а памятник Воину-освободителю многократно подвергался нападению вандалов. Многие политики страны поднимали вопрос о его сносе, а власти Будапешта даже попытались в 2002 году сделать под монументом автомобильный тоннель – дескать, сам рухнет. Однако пришедшие к власти в 2002 году социалисты побоялись окончательно испортить отношения с Россией и прослыть реваншистами, поэтому «официальная война» с памятником была приостановлена.

Тем не менее, с повестки дня этот вопрос снят не был,а история с памятником стала частью куда более широкой игры по пересмотру итогов войны. Уже упомянутая ВФВ является весьма влиятельной организацией, поскольку она защищает права 3,5 миллионов венгров в соседних странах. 2 миллиона венгров живут в Румынии, до 700 тысяч – в Словакии, 400 тысяч в Сербии и до 200 тысяч – в украинском Закарпатье. Большинство из них ждут того дня, чтобы оказаться гражданами Венгрии.

С требованиями ВФВ перекликаются заявления бывшего премьер-министра, а ныне лидера крупнейшей оппозиционной партии ФИДЕС Виктора Орбана. Имеющий почти половину мест в парламенте политик называет отношения с Россией «пережитком прошлого» и открыто призывает к пересмотру границ. В 2004 году он, подобно ВФВ, организовал референдум о предоставлении всем этническим венграм в соседних странах венгерских паспортов. Идея провалилась только из-за относительной пассивности жителей страны (на участки пришла четверть избирателей) и резкой реакции Еврокомиссии.

Происходящее в Венгрии не может не вызывать настороженность. Приход на откровенно провокационный референдум четверти населения показывает, что 2 миллиона жителей страны являются активными сторонниками реванша. Если учесть, что рейтинги Орбана и премьер-министра Ференца Дьюрчаня практически равны, недалёк тот день, когда первый из них вместе с представителями ВФВ придёт к власти. И тогда политика пересмотра итогов Второй мировой войны в сочетании с сильной нелюбовью к России станет для Будапешта официальной.

Выходит, что «главный борец» с памятниками Воинам-освободителям премьер-министр Эстонии Андрус Ансип может получить от родственной по языку и значительно более крупной страны поддержку. Примечательно, что эстонские, венгерские и финские правые уже ставили в Европарламенте вопрос «о защите финно-угорских народов России от насильственной русификации. Так что почва для совместного выступления в пользу пересмотра итогов войны Венгрии, Эстонии (возможно, Латвии) уже подготовлена. Впоследствии к ней может примкнуть и третья финно-угорская страна – Финляндия, где до половины населения мечтает вернуть Выборг.

Ещё больше пугает тот факт, что вслед за Венгрией могут последовать Германия, Австрия и Италия. У Орбана хорошо налажены отношения с немецким ХСС, рядом правых партий в Италии и правящей в Австрии Народной партией. В Германии и Австрии есть землячества немцев, выселенных из Чехословакии, Польши, Югославии и Калининградской области России, и вышеозначенные партии к ним прислушиваются (В Италии – речь идёт о землячествах итальянцев, выселенных из Югославии). Официальные власти Австрии (в меньшей степени Германии и Италии) открыто ставят вопрос о выплате компенсаций выселенным после войны немцам и итальянцам и возвращении утраченной ими собственности.

Таким образом, вслед за Латвией и Эстонией в Европе зреет куда более крупный очаг реваншизма, который ещё усиливается от большого числа венгров в соседних с Венгрией странах. А за поведением Венгрии пристально наблюдают влиятельные политики в Германии и Италии, которым в итогах войны тоже многое не нравится (даже и без героизации нацизма в целом и бойцов дивизий СС в частности).

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить