АНДрей Крушинский: Буш снова в Шанхае (четверть века спустя)

"Вы - президент великой нации, - заявил Джордж Буш, обмениваясь 19-го октября рукопожатием с Цзян Цзэминем. - Для нас очень важно - познакомиться друг с другом". Далее последовало напоминание, что ему, Бушу, уже довелось побывать здесь: 26 лет назад.

В ту пору (1974-75 гг) его отец, Джордж Буш-старший возглавлял Миссию связи США в Китае (выполнявшую при отсутствии официальных дипотношений функции посольства), с этой ступеньки карьеры он взошел на пост директора ЦРУ, успешно шествуя вплоть до высшего в державе поста. Приязнь к Китаю, казалось бы, должна была закрепиться у этого семейства в генах. Каждому ясно, что Буш-отец во многом обязан своей карьерой Китаю, а Буш-сын- Бушу-отцу (случайно ли, что элиту 43-го президента США едва ли не на сто процентов составляет постаревшая на неполный десяток лет гвардия 41-го президента!)

Так почему же Буш-отец, будучи президентом, оказался причастным к попыткам подорвать в Китае порядок и стабильность, а потом прилагал титанические усилия к организации глобальных экономических санкций по адресу КНР в отместку за «подавление демократии» весной 1989 года? И почему Буш-сын в ходе предвыборной кампании и в первые месяцы своего президентства был подчеркнуто враждебен Китаю? Китай был обозначен им как "стратегический соперник США" (что идентично в восприятии многих экспертов- международников понятию "враг №1")? Да потому, что с конца 80-х годов образ Китая в восприятии американской политической элиты кардинально ухудшился. Вопреки тому, что нынешний рыночный Китай («соперник» в смысле духовном) обоим Бушам несравненно ближе, нежели «партнер»70-х с его тогдашней «тоталитарной экономикой» и невыветрившейся еще страстью к ультра-революционой риторике. Но тайна изменения американского взгляда на Китай - не в Китае как таковом, а в геополитическом фоне. Конкретно - в том, что не стало на карте Евразии Советского Союза.

... С Шанхаем ассоциируется немало вех китайской истории. Именно здесь в 1972 году в ходе сенсационного визита тогдашнего американского президента Р.Никсона свершился крутой поворот в мировой расстановке сил. По трактовке некоторых нынешних китайских экспертов это выглядело так: в начале 70-х годов, когда «СССР наступал, а США находились в оборонительном положении», Мао Цзэдун и его ближайшие сподвижники "заметили, что США нуждаются в Китае" и радикально подтолкнули процесс нормализации китайско-американских отношений, выработав курс "стратегического сотрудничества с США в целях сдерживания СССР" по формуле «один фронт, одна плоскость».

Китай тем самым внес свою лепту в "холодную" антисоветскую войну (и, соответственно, в крушение СССР). И тем самым... обесценил в глазах американцев "китайскую карту". Пока США разыгрывали эту карту, их политическое, военное, экономическое давление на КНР приостановилось. Таков исторический парадокс: в пору советско-китайской вражды СССР защищал КНР от Америки надежней, чем в годы дружбы - самим фактом своего существования, поскольку полностью отвлек на себя огонь «холодной войны».

Стоит ли удивляться, что в 1989 году, когда СССР бился в агонии, Буш-отец (будучи 41-ым президентом США) попытался распространить ту же «модель» и на Китай, воспользовавшись и деньгами, и пятой колонной, и успешно опробованной на СССР и восточноевропейских странах методикой "промывания мозгов". В случае успеха, США становились гегемоном, единственным «полюсом» современного мира безоговорочно и бесповоротно. Но из-за предпринятых Дэн Сяопином крутых контр-мер (одной из которых явилось смещение тогдашнего генсека ЦК КПК Чжао Цзыяна и вступление на этот пост шанхайского руководителя - Цзян Цзэминя).

Буша-отца и Буша-сына, как проводников политики американского гегемонизма, навряд ли растрогает то, что одна гонконгская газета на днях охарактеризовала Шанхай как "лидера китайской капиталистической революции". Для них Китай как могучее, успешно развивающееся в экономическом, политическом, военном отношениях единое государство - "стратегический соперник", независимо от того, "красного" оно цвета или "белого". И этого невозможно скрыть под завесой взаимных дипломатических любезностей, звучащих ныне по ходу саммита АТЭС. Ведь сама затея "вселенского антитеррористического похода" не без основания расценивается некоторыми экспертами как попытка (в числе прочего) "приструнить" Китай. Или хотя бы усилить над ним политический и экономический контроль.

А ндрей Крушинский.

ПРАВДА.Ру

Пекин

Ссылки по теме:

ОРЕАНДА:

Министерство обороны США готовится к развертыванию объектов НПРО на Аляске

Эхо Москвы:

Сегодня в Китае начался суд над американским гражданином китайского происхождения. Его обвиняют в том, что он завладел секретными документами с помощью взяток.

НТВ.ру:

В Шанхае Бушу отсоветовали дышать свежим воздухом

ОРЕАНДА:

Президент США получил поддержку в борьбе с терроризмом со стороны китайского руководства

Росбалт.RU:

Тихоокеанский саммит: испытание для Буша

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить