Репортаж из «Лондонграда»

«Олигархические» кланы Абрамовича, Дерипаски и ЮКОСа, молодые менеджеры с блестящим английским и неквалифицированные рабочие, совершенно не знающие языка, – российская община в Лондоне напоминает целую страну в миниатюре. Англичане мечтают завести знакомство с русскими девушками, а коренное население британский столицы не испытывает неприязни к россиянам несмотря на всю истерию с полонием. К такому выводу пришли авторы сетевого проекта под красноречивым названием «Лондонград».

В рамках этого проекта британская телерадиовещательная корпорация Би-би-си намерена препарировать жизнь русской диаспоры – это ли не свидетельство масштабов наступления «Москвы-на-Темзе» на столицу Соединенного королевства?

Не стоит, однако, и преувеличивать – русскоговорящие лондонцы, в сравнении с индусами, арабами и выходцами из других стран третьего мира, занимают здесь гораздо более скромную нишу. Собственно, и ниши-то никакой нет, поскольку, в отличие от других диаспор, российская не стремится к компактному проживанию в Лондоне. Скорее, наоборот.

Особенно ярко желание уединиться проявляется у наиболее состоятельных наших сограждан, бывших и нынешних – без разницы. Британское общество часто не может понять их поведения и с недоверием относится к источникам их богатства, подчеркивает Би-би-си.

Закрытость и нежелание говорить с прессой создают вокруг них мрачноватую атмосферу. Они сторонятся даже друг друга, хотя прекрасно знакомы. Это уже не персоналии, а целые «олигархические» кланы – Романа Абрамовича, Олега Дерипаски, ЮКОСа. Между собой они практически не общаются.
 
Сколько же наших облюбовали для ПМЖ берега Темзы? Мэр Лондона Кен Ливингстон утверждает, что в британской столице проживают 50 тысяч русских. Пресс-атташе российского посольства Валерий Родичкин считает, что соотечественников не менее 150 - 200 тысяч.

Немало россиян-лондонцев проникли сюда нелегально и поэтому не учитываются в официальной статистике британского МВД. Только в 2005 году россияне получили более 200 тысяч виз Соединенного Королевства, из них 42 тысячи бизнесменов и 15 тысяч студентов. Немалая часть этих категорий, скорее всего, намерена бросить якорь на Британских островах.

«Российскую диаспору в Лондоне можно назвать миниатюрной копией общества – здесь можно найти строителей и сантехников, парикмахеров и модельеров, актеров и музыкантов, официантов, нянь, уборщиц и проституток. Здесь есть сказочно богатые бизнесмены и нищие нелегалы, которые мечутся в поисках работы», - подчеркивает обозреватель Би-би-си.

Челси, Хэмпстед или Сент-Джонс-Вуд, разумеется, предназначены только для избранных, у остальных в Лондоне нет выраженных территориальных предпочтений. Район зависит от содержимого кошелька. Разумеется, россияне сторонятся неблагополучного Ист-Энда, не если жизнь прижмет, селятся и там. Англичане отмечают, что земляки свободно чувствуют себя в британских условиях. Они очень успешно ассимилируются, обрастают английскими связями.

Коммуникативным средством общения для русских (это тоже отличие от других пришельцев) стали магазины. За последнюю пятилетку мегаполис пополнился, по меньшей мере, сотней торговых площадок russian food, и для многих эти лавочки стали устоявшимся институтом общения соотечественников. «Когда я услышал, что люди назначают встречи у моего магазина, я понял, что он становится настоящим культурным центром», - приводит Би-би-си слова директора «Калинки» Бориса Гофмана.

В составе эмигрантов из России британский обозреватель выделяет несколько наиболее значимых и многочисленных групп: сверхбогатые предприниматели, представители среднего и малого бизнеса, наемные менеджеры, студенты, работники низкооплачиваемых профессий, и, наконец, русские, вступившие в брак с британскими гражданами.

Политических иммигрантов, нашедших убежище в Великобритании, нельзя выделить в отдельное сообщество, поскольку их количество незначительно по сравнению с другими группами. «Однако они, безусловно, оказывают большое влияние на официальные отношения Лондона и Москвы», - указывает комментатор на хорошо известное исторической родине обстоятельство – в частности, на упорное нежелание британского суда выпроводить за пределы королевства людей, вступивших в серьезные противоречия с законом России.
 
Бизнесмены средней руки живут и ведут себя значительно скромнее «олигархов». Они считают Лондон хорошим трамплином для личных или профессиональных амбиций. Раскрутка бизнеса удается не всем, банкротства компаний не редкость, далеко не всем удается даже «отбить» вложенные средства. Заботы о своем деле заставляют работать на износ, не зная выходных.

 Клерки Сити составляют самую большую часть русской диаспоры. Отсутствие стартовых средств ставит карьерный рост «наемников капитала» в полную зависимость от способности адаптироваться в чужой среде. В основной массе это молодые люди, которых родители послали сюда на учебу, и многим удается пробиться на достаточно высокий уровень в завоевании финансовой столицы Европы.

Покорять ее приехало также немало честолюбивой русской молодежи их небогатых социальных слоев, часто буквально без гроша за душой. Их особенно вдохновляет отсутствие британского «офисного шовинизма» – основанием для служебного роста служат деловые качества, а не цвет кожи или островное гражданство. Во многих лондонских фирмах только секретарши – этнические британки.

Автор Би-би-си полагает, что превосходный английский, дипломы престижных университетов плюс упорство открывают перед молодыми россиянами все шансы войти в британское менеджерское сословие

Большая часть студентов из России рассчитывает остаться в Великобритании, получить вид на жительство, найти интересную, хорошо оплачиваемую работу. Но немало и тех, кто приезжает сюда на пару лет, получает опыт, образование и возвращается в Россию. В отличие от менеджеров Сити, студенты не стремятся завязать знакомство с англичанами. Англичане усматривают в этом знаменитую русскую ностальгию, а также расхождения в менталитете.

Самыми неприветливыми сторонами Лондон оборачивается к тем, кто приезжает сюда в надежде заработать руками, но не владеет языком. Плотник, каменщик, посыльный в лавке или учетчик на фабрике – это максимум. Но и тем, кому удалось с грехом пополам научиться «спикать», редко удается продвинуться дальше рядовых гостиничного бизнеса или индустрии питания. Причина кроется в отсутствии производственных навыков или недостаточной квалификации по приобретенной в России профессии.

Англичане отмечают характерную особенность. Российская молодежь все чаще находит себе достойное применение на Родине, а искать счастья за границей отправляются люди старших возрастов. Их расчет очевиден: вид на жительство – гражданство – пенсия. Британия традиционно отличают высокие социальные стандарты.

Показательно, что никакой идиосинкразии к россиянам недавняя полониевая истерия не вызвала. Приводимые на сайте Би-би-си отклики британских читателей почти стопроцентно благожелательны, а молодежь жаждет серьезных отношений с русскими девушками, завидует тем, кому посчастливилось завести себе таких подруг – сто очков вперед англичанкам. Что для нас, впрочем, уже не новость.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить