Добить Билла!

Хиллари Клинтон считается наиболее вероятным претендентом на президентский пост от демократов. Она проникла в «заповедник слонов», где окопалось нефтяное лобби Техаса, и даже имела успех в республиканском «красном поясе». Вопрос – какова теперь роль ее мужа? Когда он был в Белом Доме, Хиллари пришлось многих пожертвовать. Похоже, теперь пришел черед Билла…  

Хиллари Клинтон объявила о своем намерении бороться за право стать первой в истории Соединенных Штатов женщиной-президентом. Особенного фурора эта новость не вызвала.

В президентских амбициях госпожу Клинтон подозревали давно. С тех самых времен, когда интрижка со стажеркой и неуклюжие объяснения (Моника занималась сексом с президентом, а президент с ней – нет!) едва не стоила президентства ее супругу. Уже тогда злые языки подозревали намерение первой леди стать полновластной хозяйкой Белого Дома, и в ее честолюбивые планы импичмент Билла не вписывался. Потому, дескать, «простила»…

С тех пор утекло много воды в реке Потомак. Хиллари прошлой осенью, собрав 40 миллионов долларов частных пожертвований, успешно переизбралась в Сенат США на второй срок, но по-прежнему продолжала открещиваться от прицела на Белый Дом.

В интервью британской The Times она поделилась несмелыми планами стать лидером демократического меньшинства в палате – кто тогда думал о сокрушительном сенатском проигрыше республиканцев!

Но причина скромности запросов не только в нежелании спугнуть фортуну, она – в американской политической традиции. Избиратель в Америке не принимает сенаторов в президентском кресле. В этом есть свой здоровый прагматизм. Слишком отличается законотворческая деятельность от реального администрирования. Поэтому традиционно на президентский пост избираются опытные губернаторы, как правило, на втором сроке правления. Единственным исключением был Джон Кеннеди, но его трагическая судьба лишь укрепила в массовом сознании приверженность правилу.

К настоящему времени о своих планах участвовать в выборах президента США 2008 года объявили уже 115 человек, причем 109 официально уведомили Федеральную избирательную комиссию США еще до нового года.

Их нельзя расценивать даже как заведомых аутсайдеров. Как правило, это амбициозные деятели американской глубинки, желающие на пару дней стать топ-ньюсмейкерами в своем штате. Только единицы из них смогут консолидировать избирательный бюджет в 100 миллионов долларов – своего рода пропуск в президентскую гонку. Некоторые находят такие деньги (либо свои, либо чужие), тратят незначительную часть, а взамен получают пожизненное звание кандидата в президенты США. От партии вегетарианцев, например, если помните роман Грэма Грина «Комедианты».

Наряду с сенатором Клинтон, о своих намерениях добиваться высшего государственного поста заявили несколько ее коллег-демократов. Среди них выделяется сенатор Барак Обама.

В перспективе, демократической партии, возможно, придется сделать выбор между первым кандидатом-женщиной и первым чернокожим претендентом, который, правда, при всех общественных реверансах и нагнетаемой толерантности, пожалуй, пока еще слишком экзотическая для Америки фигура.

К тому же сам Обама сделал довольно опрометчивое заявление о своем происхождении. В глазах ортодоксальных южан сын белой женщины и черного мужчины характеристика, скорее, отрицательная. В общем, это слишком тонкая материя, чтобы демократы, заручившись большинством в Конгрессе, стали бы рисковать. Скорее всего, Барак Обама не войдет в шорт-лист кандидатов голосования Конвента «ослов», который состоится в конце сентября 2008 года в Денвере, штат Колорадо.

Каковы плюсы Хиллари? Ей удалось много из того, в чем демократы давно уже не были сильны. Например, она без особого труда привлекла голоса нью-йоркского предместья, где республиканцы не знали поражений со времен Дуайта Эйзенхауэра. Она сумела найти общий язык с нефтяным лобби Техаса, который называют «заповедником «слонов». Успешно провела турне по штатам «красного пояса» (и в Америке такой имеется, только не коммунистический, а республиканский).

Сенатор Клинтон старательно воздерживается от критики Буша по самому животрепещущему для Америки вопросу – она против войны в Ираке «в порядке ведения», а не по существу. И, наконец, не забывает к месту напомнить оппонентам, что на заре своей политической юности была горячей сторонницей Барри Голдуотера, которого советская пропаганда тех лет иначе как бесноватым, кажется, и не называла. В общем, кандитатша всея Америки.

Ее уже называют «Рейганом в юбке» – недаром востребована уже вся аппаратная команда Билла Клинтона. За Хиллари уже замолвили слово перед избирателями такие звезды, как Дженифер Лопес и Том Хэнкс.

Но самое веское суждение – «серьезный и ответственный политический игрок» – сделал международный медиа-магнат Руперт Мэрдок. News Corporation это сила.

Республиканцы приуныли. Их контрвыпад «Вся правда о Хиллари» бестселлером не стал, публика как-то не ассоциировала экс-первую леди с выведенной на страницах книги безбашенной студенткой, увлеченной марихуаной и однополой любовью. В сознании публики мужество жены и матери, пережившей тяжелейший семейный кризис на виду у всей нации, безусловно, перевесил – кто в юности без греха…

Зато мастерски представленный в популярном сериале «Старший в команде» образ волевой женщины-президента публике запомнился. Главное достижение – непохожа на Кондолизу Райс, у которой тоже присутствуют президентские амбиции.

Ясно одно, легкими выборы не будут – Америка слишком поляризована, почти поровну, и это было отчетливо видно в обеих избирательных эпопеях Джорджа Буша. Для некоторых категорий (черные матери-одиночки и секс-меньшинства) Хиллари – что мать родная. Популярность свыше 90 процентов. А сорок процентов от общего числа избирателей ее откровенно не жалуют, причем почти половина из них называет ее «властной и беспринципной политиканкой»

Ну, а что же Билл – подмога он своей жене или обуза? Это один из самых сложных вопросов на выборах восьмого года. Президент, которому общество снисходительно простило – назовем вещи своими именами – ложь под присягой, не самый лучший поводырь в походе за симпатиями электората.

Времена правления Билла тоже достойны разноречивых суждений. Он почти «не светился» рядом, их показали в супружеском объятии (очень дистанцированном) лишь на презентации самовыдвиженки Хиллари. Ничего конкретного о жениных планах журналистам он не говорит, только дежурные фразы о вере в супругу.

Стали достоянием гласности частные высказывания в кругу друзей. Америка, полагает супруг, в принципе не имеет идиосинкразии к леди-президенту, но лучше бы ей быть постарше Хиллари, и республиканкой. Впрочем, на исключено, что все это инсинуации «слонов».

Так или иначе, рано или поздно, но Хиллари придется «добить Билла» – чтобы самой не выглядеть марионеткой, которую с высоты своего опыта дергает за ниточки супруг. Леди-президент должна быть самостоятельна. В столь высоких семейно-государственных отношениях надо уметь жертвовать. Хиллари такой черед в жизни уже выпадал, сейчас точно не ее очередь.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *