Россия имеет право на ядерную защиту своих интересов

В обеспечении национальной безопасности ограничений нет. Если у нападающего нет танков, то это не значит, что страна–жертва должна ограничивать себя средствами защиты и не применять средств, не стоящих на вооружении агрессора. Если для России будет явная угроза потери ее национального суверенитета, то очевидно и справедливо применение любых средства для сохранения независимости и целостности государства.

Ядерное оружие в данном случае является не более чем средством, которое создано именно для безопасности государства. Об этом ясно и вполне практично заявил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России Юрий Балуевский.   По его словам, для защиты суверенитета России и ее союзников в случае необходимости должны быть применены Вооруженные силы, в том числе превентивно и с использованием ядерного оружия.

"Мы ни на кого не собираемся нападать, но считаем необходимым, чтобы все наши партнеры четко понимали и ни у кого не было сомнения в том, что для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ и ее союзников будут применены Вооруженные силы, в том числе и превентивно, и в том числе с использованием ядерного оружия, в случаях оговоренных доктринальными документами РФ",- сказал Балуевский, выступая на научной конференции Академии военных наук в Москве.

"Военная сила может быть и должна быть применена для демонстрации решимости высшего руководства страны отстаивать ее интересы, и как крайняя мера, массированно - тогда, когда окажутся неэффективными все остальные средства. Мы должны мыслить нестандартно и создать такие Вооруженные силы, которые будут отвечать всем вызовам современного мира и тем задачам, которые стоят перед нашей страной",- отметил Балуевский.

По словам Юрия Балуевского, необходимо помнить историю, и ее опыт, который говорит о том, что излишняя милитаризация общества и без войны подрывает основы его существования. "Сегодня переход России к новым экономическим отношениям поставил перед Вооруженными силами, другими войсками и формированиями, входящими в состав военной организации государства, сложнейшие задачи - не только собственно военного, но и экономического характера. Сегодня для обеспечения военной безопасности необходима четкая увязка программы военного строительства с многоуровневым перспективным финансовым планированием, с учетом экономических возможностей государства и именно такая задача стоит сегодня перед руководством ВС", - отметил, в частности, Юрий Балуевский.

В последнее десятилетие резко изменилось состояние и планы развития стратегических ядерных сил России. С 1945 года, когда США сбросили атомные бомбы на Нагасаки и Хиросиму, СССР 45 лет постоянно догонял Америку по количеству и качеству ядерных зарядов и их носителей. Вслед за США с опозданием в несколько лет, в СССР были созданы шахтные пусковые установки, разделяющиеся головные части, ракеты на твердом топливе, повышена точность попадания. Если в 1970 году общее количество боевых зарядов ядерной триады в СССР по сравнению с США составляло около 41%, в 1980 - 69%, то в 1990 уже 97%. При этом ядерные арсеналы достигли угрожающих размеров: более 10 тысяч зарядов на носителях у каждой стороны.

Только, добившись, примерного равенства ядерных потенциалов мы смогли, наконец, заключить в 1991 году в целом справедливый, равноправный Договор СНВ-1 - первый договор, по которому не только ограничивались, но и сокращались стратегические наступательные вооружения с 10 тысяч зарядов до 6.

СССР взял на себя односторонние дополнительные обязательства сократить число зарядов до 5 тысяч. Договор СНВ-1 учитывал Договор по ПРО 1972 года, который рассматривался сторонами как "краеугольный камень стабильности". Вот с этой вершины открылась возможность постепенного равноценного сокращения накопленных зарядов и носителей при соблюдении действенного контроля.

Но тут резко изменилась политика СССР, а далее Российской Федерации в области ядерных вооружений. В январе 1993 года Борис Ельцин подписывает Договор СНВ-2, в котором уже заложено изменение статуса СЯС. Конгресс США в кратчайшие сроки ратифицировал этот выгодный для США договор, наша Государственная Дума много лет тянула с ратификацией, надеясь поправками смягчить невыгодные для России условия соглашения. Многочисленных критиков этого договора успокаивали: ратификация Договора СНВ-2 позволит заключить Договор СНВ-3, в котором все негативные для России моменты будут сняты.

Но еще опаснее была политика нашего правительства, при которой 12 лет стратегические ядерные силы страны не пополнялись, старели, сокращались.Слабость наших позиций возродила надежды США снова добиться решительного превосходства в ядерных вооружениях созданием мощной системы национальной противоракетной обороны с выходом из Договора по ПРО 1972 года. Шли США к этому постепенно: от Договора СНВ-2 через Хельсинские соглашения 1997 года, позволившие вести опытную отработку элементов системы ПРО, к выходу из договора в 2002 году

Кратко суть новой концепции применительно к СЯС сводилась к следующему. В отличие от прежних, так и не выполненных решений о приоритетном финансировании СЯС, основные средства решено направлять на силы общего назначения.

При этом максимально возможно продлять срок службы ядерных зарядов и их носителей вплоть до 30 лет. Пополнение вооружения СЯС минимально; по 6 пусковых установок с ракетой "Тополь-М" в год, завершение строительства РПКСН "Юрий Долгорукий", модернизация ряда стратегических бомбардировщиков. При такой программе к 2013 году в РВСН могут сохраниться: около 100 ракет "Тополь-М" со 100 боевыми блоками, среди них примерно 30 на подвижных комплексах; 50-60 тяжелых ракет Р-36М2, поставленных на дежурство в 1988-1991 годах с 500-600 блоками; порядка 70 ракет УР-100НУТТХ с 420 блоками.

Таким образом, к 2013 году в РВСН останется примерно 220-230 ракет, несущих 1020-1120 боевых блоков. Эти ракеты могут быть размещены в 4-5 позиционных районах ракетных дивизий. Морская компонента СЯС к 2013 году может иметь 6 РПКСН, несущих порядка 500 боевых блоков. В АСЯС предполагается максимально сохранить до 70 тяжелых бомбардировщиков с примерно 500 крылатыми ракетами.

Теоретически группировка СЯС к 2013 году может насчитывать до 2000 ядерных зарядов, среди которых около 1000-1100 будет в РВСН .Ракетные войска, как известно, составляли основу СЯС. До 1991 года в них было сосредоточено около 70% ядерного потенциала, как по численности зарядов, так и по их мощности. Важно отметить, что в ядерной триаде именно РВСН сохраняют высокий уровень технического состояния вооружения и боеготовность к немедленному пуску на уровне 90-95%.. Боевые блоки МБР имеют ядерные заряды в несколько раз мощнее, чем используемые в МСЯС и АСЯС и доставляются к целям со значительно большей точностью.

Поэтому затраты на поражение типовых площадной и особенно высокозащищенной малоразмерной целей в ответном ударе ракетами РВСН в несколько раз меньше. Таким образом, и к 2013 году РВСН будут составлять основу СЯС, имея более высокую эффективность и наименьшую в ядерной триаде стоимость. Следовательно, потенциал сдерживания будущей группировки СЯС может быть достаточным только при упреждающих действиях.

Для этого в указанные короткие сроки необходимо: получить информацию от системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), чтоб надежно убедиться в массовом пуске ракет, установить страну-агрессора, места падения и количество боевых блоков, выбрать план ответных действий СЯС, сформировать боевой приказ, получить решение Верховного главнокомандующего, довести приказ до носителей ядерного оружия, провести запуск ракет и их отвод на безопасное расстояние от стартовых позиций, по которым наносит удар агрессор.

Ясно, что гарантированно успеть все это выполнить в такие сроки невозможно. Речь может идти лишь о некоторой вероятности своевременного выполнения такой последовательности событий.

Поэтому-то потенциал сдерживания всегда связывали с эффективностью СЯС в ответном ударе. Сдерживание агрессии только возможностью упреждающих действий таит большую опасность, в том числе и для США. Недаром еще Р. Макнамара говорил, что в интересах Америки иметь противника, уверенного в своих силах.

К 2013 году в соответствии с Договором СНП США планируют иметь примерно 2200 зарядов, не считая 1000 зарядов так называемого возвратного потенциала [1]. Из этого количества несложно найти 200 ядерных зарядов для поражения шахтных пусковых установок, примерно столько же для нескольких десятков подвижных МБР, а также по несколько зарядов на каждую военно-морскую базу и аэродром, на которых находятся не вышедшие в море лодки и не взлетевшие самолеты.

Таким образом, при планируемых структуре и составе стратегических ядерных сил России к 2013 году при отсутствии ПРО США они могут потерять значительную часть потенциала ответного удара, а при развернутой системе ПРО - практически полностью лишиться возможности сдерживать США и НАТО от агрессии угрозой ответного удара. Каждый год из последних трех-четырех оборонный бюджет России прирастает пятой своей частью.

По чисто арифметической логике также на 20% должна бы возрастать и мощь вооруженных сил, выражаемая в количестве ракет, самолетов, субмарин и другого оружия. Главным итогом можно считать укрепление всех трех компонентов стратегических ядерных сил.

Фактически Начальник Генерального штаба озвучил то, что является главным для любого государства – национальные интересы и национальная безопасность, а каким образом они достигаются – это вопрос профессионалов и ученых. Если в стране путем огромных затрат, лишений и усилий создано самое мощное в мире оружие, то оно не форма соревнования с другим серьезным противником, а средство защиты своих интересов от любого, кто претендует на территорию, интересы и независимость страны.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить