Гуантанамо усугубляет кризис политики Буша

Пятилетняя годовщина создания спецлагеря Гуантанамо была отмечена массовыми протестами правозащитников. По их мнению, война с терроризмом больше не может служить поводом для США, чтобы держать в тюрьме людей без суда и следствия. Своей политикой Вашингтон лишил себя карт-бланша на неограниченную борьбу с террором.

11 января исполнилось пять лет с того дня, когда на американскую военно-морскую базу Гуантанамо на Кубе начали привозить заключенных. Первыми в Гуантанамо были доставлены захваченные в Афганистане талибы, затем начали поступать и лица, подозреваемые в пособничестве террористам.

Всего через этот ставший всемирно известным концлагерь прошли около 750 человек из 45 стран, в том числе и восемь граждан России. Впоследствии, в результате протестов мировой общественности и скандалов вокруг пыток в Гуантанамо США освободили более 300 заключенных, в том числе и всех россиян.

Однако более 400 узников еще находятся там без предъявления обвинений, и перспективы их дальнейшей судьбы весьма туманны.

Представители американской администрации считают, что обвинения могут быть выдвинуты против 60 или 80 заключенных. Некоторые другие будут освобождены, но адвокаты и правозащитники обеспокоены тем, что останутся еще 200-300 человек, которые будут содержаться на базе неопределенный срок.

Пентагон, отбиваясь от обвинений прессы и общественности, объявил, что «содержание в тюрьме вражеских комбатантов в целом не имеет преступного характера, но призвано воспрепятствовать их участию в борьбе с США в войне с террором». Однако такое заявление только ухудшило положение, в которое попал Вашингтон – ведь признав заключенных Гуантанамо «комбатантами», Пентагон, в соответствии с женевской конвенцией по обращению с военнопленными должен обеспечить безусловное соблюдение их прав.

Более того – Вашингтон попал в беспросветный юридический тупик. Захваченные талибы были и, с юридической точки зрения, остаются военнослужащими армии прежнего правительства Афганистана. Но того правительства уже давно нет. Кроме того, страны де-юре уже не находятся в состоянии войны, что давало бы основания удерживать военнопленных в Гуантанамо.

Поэтому вопиющее нарушение прав людей, которых пять лет содержат в концлагере без предъявления обвинений, подвергают пыткам и издевательствам, не могло не вызвать резких протестов крупнейших правозащитных организаций мира. По их мнению, узникам  должны быть либо предъявлены обвинения, либо они должны быть освобождены. 

В американской столице прошла совместная пресс-конференция «Amnesty International» и других международных правозащитных организаций, которые занимаются этой проблемой. Проведена массовая акция протеста напротив американского посольства в Лондоне, где собралось большое количество людей, одетых в оранжевые одежды узников Гуантанамо. Их сопровождали «охранники» с собаками на длинных поводках,  изображавших американскую администрацию. Похожие мероприятия прошли также в Японии, Италии, Израиле и других странах мира.

Международная федерация прав человека призвала объявить 11 января днем протеста против существования спецлагеря Гуантанамо.

«Пять лет спустя после прибытия в спецлагерь первых заключенных, закованных в цепи и с повязками на глазах, ни одному из них не было предъявлено обвинение, и ни один из них так и не был осужден», - говорится в призыве международной федерации.

Совет Европы также в очередной раз потребовал немедленно закрыть американский лагерь в Гуантанамо.

По словам генерального секретаря СЕ Терри Дэвиса, лагерь Гуантанамо является «позором для Америки и вопиющим нарушением прав человека»

Дэвис отметил что, если человека подозревают в терроризме, он должен быть предан справедливому суду. Он подчеркнул, что войну против терроризма невозможно выиграть с помощью секретных тюрем, пыток, бесчеловечного обращения и незаконного содержания людей под стражей.

Кеннет Рот, исполнительный директор Human Rights Watch, заявил, что режим содержания в Гуантанамо в последние несколько месяцев сильно ужесточился. По его мнению, это «усиливает психологическое давление на заключенных, которым не было предоставлено справедливой судебной процедуры, способной привести к возможному освобождению».

Рот считает, что США отнюдь не стремятся ликвидировать лагерь, несмотря на прошлогодние уверения президента Джорджа Буша, который, дескать, «очень хочет» закрыть Гуантанамо. Правозащитник не верит и заявлению Буша о закрытии секретных тюрем ЦРУ.

По данным Human Rights Watch, известно 15 случаев «исчезновения» людей из секретных тюрем. Все они пропали без вести, и об их судьбе нет никаких сведений. Поэтому эта авторитетная международная правозащитная организация приняла самое активное участие в акциях протеста, приуроченных к пятой годовщине создания концлагеря Гуантанамо.

А известная американская антивоенная активистка Синди Шихан прилетела со своими сторонниками на Кубу, чтобы устроить марш протеста по периметру ограждений вокруг базы Гуантанамо.

Можно с полным основанием сказать, что «кредит 11 сентября», оправдывающий действия администрации Буша в Афганистане и Ираке, позволявший ей некоторое время сворачивать гражданские свободы в рамках принятого на волне эмоций «Патриотического акта», полностью исчерпан.

У Джорджа Буша больше нет карт-бланша на «всемирную войну с терроризмом», подпредлогом которой США оккупировали нефтеносные и стратегически важные регионы планеты. Мировое общественное мнение все больше и больше настраивается против проводимой Вашингтоном политики, а самые, казалось бы, верные союзники по НАТО предпочитают дистанцироваться от США.

Пока еще рано говорить о крахе глобальной американской стратегии, но то, что Джордж Буш оставит своему преемнику в наследство внешнюю политику, пораженную глубочайшим кризисом – совершенно ясно. Так что будущему президенту США можно только посочувствовать.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить