Россия стала ключевым игроком по Ирану

Если проследить динамику событий вокруг ядерной программы Ирана , то складывается впечатление, что эта тема не только становится ключевой во внешнеполитическом секторе многих стран, но главное, что центр принятия решения постепенно смещается к Москве. Россия становится ключевой фигурой в решении иранской проблемы.

Визит в нашу страну Секретаря Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани и его переговоры со своим российским коллегой Игорем Ивановым, главой МИД России Сергеем Лавровым и встреча в загородной резиденции с Президентом России свидетельствуют о том, что Иран, взвесив складывающуюся ситуацию в преддверии обсуждения резолюции Совета Безопасности ООН, пришел к выводу о возможности негативных для него решений СБ.

Ранее иранская дипломатия, маневрируя среди стран – переговорщиков, уверенно переигрывала своего основного противника – США. Соглашалась с предложениями одних стран, отказывалась от них в пользу других, включала рычаги энергетического шантажа для Европы, выступала с рядом выгодных проектов для России, обеспечивала энергетическую безопасность Китая.

Однако, любой комфорт в политике когда-нибудь заканчивается, и, как правило, неожиданно. Заявление постпреда России в ООН Виталия Чуркина о том, что при определенных условиях Россия может поддержать санкции против Ирана и довольно странный предстоящий визит Джорджа Буша в Москву всполошили Тегеран, потребовали корректировки своих шагов, оперативных действий.

Сценарий выступлений секретаря Совбеза Ирана был построен по-восточному блестяще. На всех уровнях переговоров заявлялось об основной роли Москвы в решении ядерного проекта, о том, что «Иран нуждается в постоянных консультациях с Россией», и при этом угрозы о пересмотре отношений с МАГАТЭ, если Совбез ООН в своей резолюции не учтет позицию России, назвав ее главным посредником на будущих переговорах по ядерной программе.

Вероятно, сладостные речи не очень убедили руководство России в том, что Иран действительно готов к тесному двухстороннему сотрудничеству с одной стороны, с другой Кремль не может быть «главным» в споре, когда на руках нет весомых политических аргументов в пользу мирного урегулирования проблемы. Если итоги переговоров Россия – Иран в Москве действительно перейдут из плоскости обмена мнениями к практике, то это будет означать, что именно от России зависит развитие ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Иранцы явно пошли на уступки. От неприятия МАГАТЭ до встречи с Владимиром Путиным к желанию плотно сотрудничать с Агентством, готовности привлечь международных инспекторов для обеспечения безопасности работ на заводе по производству тяжелой воды после переговоров. Тегеран готов начать переговоры о создании на территории России совместного предприятия по обогащению урана.

За то, чтобы Россия смягчила резолюцию, наложила «вето» на жесткий проект или убедила «шестерку» вообще без этого документа решить дело за столом переговоров, Иран готов пока на словах стать зависимым от России, как минимум, в энергетической области. Кроме того, Иран дал понять, что видит в России главного участника строительства 25 АЭС.

Такой пакет предложений свидетельствует о реальном возвращении России к роли сильного игрока на международной арене и понимании Ирана, кем будет решаться его судьба в контексте ведущихся консультаций с европейскими партнерами о возможных санкциях. Тем более, что Россия за последние годы превратилась в ключевого поставщика энергоресурсов для Европы, конкурентоспособного инвестора в этом регионе и влиятельного участника процессов на постсоветском пространстве.

Иран сработал на опережение. Визит секретаря Совбеза Ирана в Москву за три дня до прилета в Россию президента США, важные уступки Тегерана в ядерной области выбивают козыри из рук Буша, который заинтересован в поддержке России жесткой линии при обсуждении иранского вопроса в Совет Безопасности ООН. Сладкий пряник ВТО в руках Америки уже не так привлекателен, тем более, что при многих условиях поставленных России для вступления предлагаемое лакомство посыпано солью и перцем.

Если учитывать позицию сформированного сейчас демократического большинства в Конгрессе и Сенате, требований к России может существенно возрасти. Инициатива встречи с Президентом РФ со стороны США, прилет Буша в Москву на 45 минут, выбор маршрута в Ханой через Москву говорит о том, что для администрации Президента США наступили непростые времена. Глава великой державы, лидер глобализации, автор теории «защиты цивилизации» (западной) летит в Россию в стремлении стремление получить преференции Москвы по северокорейской и иранской тематике.

Иракская трясина, отсутствие последовательного американского плана, при многих неопределенностях, поражение республиканцев на выборах в конгресс и сенат превратили Буша в «хромую утку», то есть президента, не имеющего парламентского большинства, и требуют от него для удержания политической инициативы серьезных успехов. Без России это сделать невозможно. Можно предположить, что в Москве он будет "мягким и пушистым".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить