Чисто киргизская революция

Под давлением оппозиции президент Киргизии изменил конституцию, предоставив больше полномочий парламенту. Западных наблюдателей удивило, что революция прошла относительно мирно. Многие надеются, что это обеспечит возможность для дальнейших реформ. Слухи о том, что за событиями в Бишкеке стоял Пентагон, Березовский или даже алюминиевый магнат Дерипаска, выглядят не очень убедительно. Скорее всего, в Киргизии имели место политические «бои местного значения».

Итогом недели протестов в Бишкеке стала принятая парламентом Киргизии новая конституция. Президент Курманбек Бакиев  под давлением оппозиции был вынужден согласиться с изменениями в Основном законе страны, которые серьезно ограничивают власть президента и дает больше полномочий парламентариям.

«Новая конституция – есть результат достижения согласия между всеми ветвями власти и гражданским обществом. Это станет новым этапом развития нашего государства», - заявил Бакиев, отложив ручку после подписания документа.

Но ликующая оппозиция оставила без внимания несколько завышенный пафос  президента Кыргызстана. Журналисты по-разному оценивают события прошедшей недели  в Киргизии. Одни называют противостояние «образцово-показательной революцией». Другие уже окрестили Бакиева «хромой уткой», подразумевая возросшую зависимость президента от законодателей.

Бакиев всячески оттягивал принятие этой конституции полтора года. И все это время оппозиция упрекала президента в невыполнении его главного обещания, на волне которого он пришел к власти в результате «тюльпановой революции» в марте 2005 года, когда низложенный глава государства Аскар Акаев был вынужден покинуть страну.

Наблюдатели не без оснований предполагали, что действующий киргизский президент вполне может разделить судьбу предшественника. Конституционная реформа или отставка президента и правительства – таковы были требования участников 8-суточной акции протеста в Бишкеке. 

В результате интенсивных переговоров, под давлением двух третей киргизских законодателей, которых оппозиции удалось привлечь на свою сторону, президент был вынужден уступить давлению.

В целом победа далась относительно мирно, если не считать краткого инцидента с метанием газовых гранат и полутора десятка раненых среди манифестантов и правоохранительных органов.

Многие в Киргизии надеются, что эта их победа откроет двери для дальнейших перемен и реформ. Британская Би-би-си отмечает, что в центральноазиатском регионе, где политические перемены часто сопровождаются насилием, такое развитие событий весьма необычно. 

Итак, Киргизия станет парламентско-президентской республикой с расширением полномочий законодательного органа. Согласованный с большим трудом текст все-таки представляет собой определенный  компромисс между проектом, предложенным президентом Бакиевым и радикальным документом оппозиции.

Оппозиция, по сути, требовала оставить за президентом только декоративные представительские функции. Однако Бакиеву удалось отстоять несколько  принципиальных прерогатив главы государства. 

Так, президент будет назначать министров, но по предложению главы правительства. Также президент будет назначать судей. Изменена процедура импичмента. Теперь, чтобы лишить президента должности, необходимо три четверти голосов депутатов, а не две трети, как было ранее.

В остальном, оппозиция смогла добиться своего. Количество депутатов в парламенте увеличивается с 75 до 90. Половина из них будет избираться по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Депутаты будут утверждать предложенную премьер-министром структуру правительства.

Кабинет министров будет формировать партия, победившая на парламентских выборах. Нынешний кабинет Феликса Кулова пока остается у власти, но уже достаточно простого большинства голосов депутатов, чтобы отправить его в отставку. Новый основной закон позволяет жителям Киргизии иметь двойное гражданство, а также оставляет за русским языком статус официального.

Аналитики пытаются искать внешние факторы влияния на противоборство ветвей власти в Кыргызстане – от американцев до Бориса Березовского и даже алюминиевого магната Олега Дерипаски.

Как известно, в международном аэропорту «Манас» расквартирована авиабаза США,   созданная на территории Киргизии в 2001 году по мандату ООН в рамках сил антитеррористической коалиции для проведения военной операции в Афганистане. Ее дальнейшая  судьба не определена, но неопределенность вытекает из денежного вопроса.

Президент Киргизии Бакиев неоднократно называл плату за аренду территории в 2 миллиона долларов в год  «чисто символической» и настаивал,  что она должна быть увеличена в сотню раз. Примерно так и договорились – на 150 млн. долларов в год. Но это вряд ли повод для Пентагона раскачивать под Бакиевым кресло.

О якобы имевшем место в сентябре этого года тайном визите Березовского в Бишкек для конфиденциальной встречи с Бакиевым и его сыном Маратом, который является сотрудником Службы нацбезопасности республики, писали много. Президентские структуры категорически опровергли эту распространенную местной оппозицией информацию.

Березовского периодически упоминают в СМИ как возможного инициатора «тюльпанной революции» 2005 года, который и сегодня не утратил видов на экономику республики, но достоверных сведений нет.

Также нет надежных оснований говорить об алюминиевой экспансии в Киргизии со стороны Олега Дерипаски – его деловые интересы в регионе связаны с соседним Таджикистаном. Скорее всего, в Бишкеке имели место политические «бои местного значения», по счастью, бескровные.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить