Широко закрытые глаза

Новое обострение обстановки в Приднестровье. Накануне приезда в Молдавию делегации ОБСЕ молдавские полицейские попытались демонтировать щит на въезде в расположение российских миротворцев. Параллельно в Кишинёве продолжаются аресты оппозиционных политиков и членов их семей, а в редакции оппозиционных СМИ начали приходить письма с настоятельными рекомендациями самим закрыть свои ресурсы.

После того, как сайт «Лента ПМР» опубликовал со ссылкой на источник в Службе Безопасности Молдавии информацию о готовящихся похищениях лидеров местной оппозиции, в редакцию пришло письмо с настоятельной рекомендацией закрыть свой ресурс. В числе возможных кандидатов на похищения значился и главный соперник президента Владимира Воронина Серафим Урекяну. В то же время в Кишинёве была арестована дочь лидера Конгресса русских общин Молдавии Валерия Клименко Татьяна. Клименко попросил о помощи лично Владимира Путина, и только после этого молодая женщина была отпущена.

Параллельно едва  не обострилась обстановка в Приднестровье. 11 октября представители дорожной полиции Молдовы демонтировали информационный щит с надписью «Вы приближаетесь к границе миротворческого поста». На следующий день миротворцы щит водрузили на место, а 13 октября помешали молдавским полицейским вновь его демонтировать. Возмущение по этому поводу выразило не только руководство Приднестровья, но и российские наблюдатели в зоне конфликта.

В то же время напомнил о себе вроде бы урегулированный конфликт в Гагаузии: там судят лидера общественного движения «Единая Гагаузия» Михаила Формузала, который выступает за расширение гагаузской автономии. Кроме того, так и не сдвинулся с мёртвой точки процесс по делу советника РАО «ЕЭС России» Валерия Пасата, который продолжает сидеть в СИЗО в ожидании суда.

Вот на таком фоне 27 октября должны возобновиться переговоры об урегулировании в Приднестровье с участием представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины, Румынии, ЕС и США. Перед их началом в Кишинёв и Тирасполь приехал председатель ОБСЕ, глава МИД Словении Димитрий Рупел. Президент Приднестровья Игорь Смирнов сказал, что его главная задача – донести до Запада то, что информация о непризнанной республике, которую даёт европейцам и американцам официальный Кишинёв, не соответствует действительности.

Смирнов также пригласил западных наблюдателей на предстоящие в декабре выборы в Верховный Совет Приднестровья, чтобы они могли убедиться в их прозрачности. Однако Рупел ответил, что по техническим причинам представители ОБСЕ и других западных стран и организаций на выборы прибыть не смогут, ограничившись только словами удовлетворения в том, что переговоры возобновятся. О поведении молдавской стороны он не обмолвился ни словом.

В ситуации вокруг Приднестровья, как и в Молдавии в целом, стоит остановиться на позиции западных организаций. Так, Европарламент постоянно принимает резолюции, где обвиняет в тоталитаризме Александра Лукашенко. Однако никаких слов в адрес Владимира Воронина, при котором в тюрьме находится уж никак не меньше лидеров оппозиции, а СМИ закрываются никак не реже, чем в Белоруссии, у европарламентариев не находится.

Такое же гробовое молчание хранят ЕС, США и ОБСЕ по поводу очередных действий Кишинёва, прямо или косвенно направленных на обострение обстановки в зоне приднестровского конфликта. Нет им никакого дела и до постепенного сужения сфер употребления негосударственных языков – русского, украинского, гагаузского и т.п. Зато они охотно рассуждают о том, что Приднестровье является «чёрной дырой», где бесконтрольно можно купить или продать всё, включая оружие и наркотики. И пытаются уговорить Виктора Ющенко наглухо закрыть границу с непризнанной республикой, чем показывают готовность воспринимать на веру каждое слово, звучащее из уст руководителей Молдавии. При этом ни о какой будущей автономии Приднестровья в составе единой Молдавии на Западе публично не говорят.

Иван Шмелев  

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *