Австрия – ключ к Европе

В Австрии состоялись парламентские выборы, и оппозиция смогла добиться минимального перевеса над правящей партией. От того, кто будет править в Вене в ближайшие годы, зависит судьба не только этой небольшой страны в центре Европы, но и всей внешней политики Евросоюза – а, значит, и его отношения с Россией.

Согласно оглашённым МВД Австрии данным, за оппозиционную Социал-демократическую партию проголосовали 35,7% граждан, а за правящую Народную партию - 34,2% избирателей. Необходимый для прохождения в парламент 4-процентный барьер преодолели Партия зелёных (10,5% голосов), а также две крайне правые партии - Австрийская партия свободы – (11,2%) и Объединение за будущее Австрии (4,2%).

Теперь социал-демократы могут рассчитывать на 68 мест в парламенте, Народная партия – на 66 мест, Партия свободы – на 21 место, «зелёные» - на 20 и Объединение за будущее Австрии – на 8 мест, сообщает австрийская газета Die Presse. Это означает, что ни одна политическая сила не получила решающего перевеса, и страну может ждать столь же долгое формирование правящей коалиции, как это было год назад в братской Германии.

При таком раскладе наиболее вероятным кажется, что лидера Народной партии Вольфганга Шюсселя сменит на посту федерального канцлера глава социал-демократов Альфред Гузенбауэр. Но для того, чтобы сформировать правящее большинство, ему будет недостаточно союза с «зелёными» по примеру Германии. Социал-демократам придётся обратиться к одной из крайне правых партий, которые многими считаются неонацистскими. Программы социал-демократов и «зелёных», с одной стороны, и Партии свободы и Объединения за будущее Австрии слишком различны, поэтому такой союз едва ли окажется прочным.

Существует вариант, при котором у власти останется Народная партия, а младшими партнёрами по коалиции станут те же крайне правые. Однако в 2000 году такой вариант уже имел место, и вызвал настоящий скандал. Пост вице-канцлера тогда едва не занял харизматический лидер Партии свободы (а ныне – один из руководителей Объединения за будущее Австрии) Йорг Хайдер , известный своим заявлением о том, что нацистские концлагеря были «трудовыми». В итоге ЕС и США ввели против Австрии санкции, и только ценой этого крайне правые, получившие тогда на выборах почти 27% голосов, отошли на второй план, а вице-канцлером от них стал другой человек.

Наиболее вероятен вариант «большой коалиции», к которому год назад пришла Германия. В отличие от неё, Австрия не раз проходила через такой вариант, и обе ведущие партии страны давно к этому привыкли. Например, в 1995-1999 гг. пост вице-канцлера и главы МИД при канцлерах социал-демократах занимал Вольфганг Шюссель. Возможность «большой коалиции» кажется тем более вероятной, что крайне правые, расколовшиеся на две партии, недолюбливают друг друга, а у «зелёных» недостаточно сильные позиции, чтобы стать полновесной второй составляющей правящей коалиции.

Выборы в Австрии, на первый взгляд, кажутся рядовым событием, но это не совсем так. Дело в том, что устами австрийских политиков зачастую оглашается то, что не решаются сказать публично, но о чём думают политики крупнейшей страны Евросоюза – Германии. Например, в 1999 году Австрия не пропустила через своё воздушное пространство самолёты НАТО , летевшие бомбить Югославию, в то время как немецкое руководство, несмотря на многочисленные протесты жителей Германии, не рискнуло отказаться от участия в бомбардировках. А в 2003 году Австрия более резко, чем Германия, выступила против операции США в Ираке.

Однако устами австрийских политиков намного чаще, чем немецких, озвучиваются вещи, которую Россию никак не могут устраивать. Так, Вена постоянно выступает за возвращение собственности немцам, которые были высланы из стран Восточной Европы после Второй мировой войны. Это касается как Чехии, Польши и Словении, так и Калининградской области – хотя их выселение и изъятие собственности является юридической составляющей договоров об окончании войны. Австрийские политологи отмечают, чторуководство страны старается воплотить в жизнь политику «ползучего реванша» и пересмотра итогов Второй мировой войны. Не стоит забывать, что сам нынешний статус Австрии как внеблоковой страны и даже сам факт её существования как отдельного от Германии государства является одним из главных итогов войны.

Помимо прочего, с 2004 по 2009 гг. именно в руках Австрии находится внешняя политика Евросоюза, поскольку комиссаром ЕС по внешней политике является бывшая глава австрийского МИД и экс-вице-канцлер Бенита Ферреро-Вальднер. Это означает, что от Вены в наибольшей степени зависит то, когда состоится расширение Шенгенской зоны и облегчится визовый режим между ЕС и Россией, Украиной и Белоруссией. До сих пор Австрия выступала одним из главных противников упрощения правил взаимных поездок граждан между ЕС и странами СНГ, и её голос стал решающим в том, что расширение Шенгенской зоны, которое планировалось на 2007 год, вновь отложено.

Австрийская дипломатия играет заметную роль и на других направлениях. Это касается, например, урегулирования конфликта в Косово , а также вопросов, связанных с ядерной программой Ирана. Австрия, будучи председателем ЕС, резче других критиковала США за тайные тюрьмы ЦРУ, и именно в годы её управления внешними делами объединённой Европы Евросоюз стал выступать как самостоятельный, отличный от Вашингтона геополитический «полюс». Наконец, в Вене находятся штаб-квартира таких международных организаций, как ОБСЕ, МАГАТЭ и ОПЕК, что также усиливает роль Австрии на международной арене.

У ведущих партий Австрии есть расхождения в видении внешней политики страны, и внешнеполитическая концепция каждой из них таит в себе угрозу для России. Так, Народная партия выступает за вхождение страны в НАТО, что является нарушением одного из главных итогов Второй мировой войны - нейтралитета страна. Она открыто ностальгирует по тем временам, когда Австрийская империя была ведущей силой Центральной и Юго-Восточной Европы. Она старается превратить Австрию – самую богатую страну Центральной Европы – в лидера региона, а в расширении ЕС Народная партия увидела возможность воссоздать империю в новой форме, и включить в сферу своего влияния Балканы и Украину, чья западная часть когда-то входила в состав Австрии.

В отличие от Народной партии, социал-демократы выступают против вступления в НАТО. Однако они зарекомендовали себя как главных противником атомных станций в Европе. Они требуют закрыть все АЭС на территории Евросоюза, а также стараться уменьшить значение нефти и газа как источников топлива. Это несёт значительную угрозу экономическим интересам России в Европе. Кроме того, изначально социал-демократы  не отрицали возможности аншлюса – воссоединения с Германией, хотя сейчас они открыто об этом не говорят. Если же вопрос об этом будет поставлен, это означает пересмотр итогов Второй мировой войны. Дело в том, что аншлюс запрещён договором 1955 года, который наряду с Австрией подписали СССР, США, Великобритания и Франция.

Таким образом, Австрия играет всё более заметную роль в международных отношениях, и именно её голос часто представляет собой голос объединённой Европы. Вена, считающая Россию виноватой в развале своей империи, стремится взять реванш за поражение в обеих мировых войнах, а потому является очень тяжёлым партнёром по переговорам. Вследствие исторических и экономических причин основными направлениями своей внешней политики Австрия считает восточное и юго-восточное, и потому её интересы будут неизбежно пересекаться с российскими.

В то же время Австрия ещё со времён империи имеет прекрасные дипломатические традиции, и она, в отличие от своих соседей из бывших соцстран – предсказуемый партнёр, прекрасно осознающий свои интересы. По этой причине австрийцев любят использовать в Брюсселе, и потому Австрии доверяют внешнюю политику всего ЕС. Это значит, кто ключ к Евросоюзу для других стран во многом находится Вене – и к России это относится в первую очередь.

Вадим Трухачев
Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить