Мюнхенский сговор 1938 года: как это было

Главные коршуны Мюнхенского сговора

Семьдесят пять лет прошло с начала Второй мировой войны. Pravda.Ru публикует цикл статей о том времени. Сегодня пойдет речь о Мюнхенском сговоре, который был осуществлен за год до начала войны. CCCР пытался предотвратить раздел Чехословакии, но Лига Наций проигнорировала позицию Москвы. Иных же способов повлиять на ситуацию у Союза не было.

Советская Россия была отгорожена от Западной Европы кордоном неистово ненавидевших большевизм государств. Суть их политики сформулировал министр иностранных дел Польши полковник Юзеф Бек — "ни столкновения, ни соглашения", то есть блок нейтральных стран должен был не допустить ни столкновения, ни соглашения между Германией и Советской Россией.

Французский министр иностранных дел Луи Барту посетил в 1934 году Варшаву и пытался создать антигитлеровскую коалицию, так называемый Восточный пакт: союз Франции и Польши, опиравшийся на поддержку Москвы. Однако Бек заявил, что франко-польский союз больше не интересует Польшу. Она договорилась с Германией. Одним из первых внешнеполитических успехов немецкого правительства под руководством Гитлера стал Пакт Пилсудского — Гитлера (Договор о ненападении между Германией и Польшей), который был заключен в январе 1934 года. Предусматривалось сохранение пакта в силе и в случае вступления в войну с третьими государствами одной из договаривающихся сторон.

Ровно за год до начала войны Франция запросила наркоминдела Литвинова, какую помощь Россия окажет Чехословакии в случае нападения Германии, учитывая затруднения, которые могут возникнуть в связи с нейтралитетом Польши и Румынии. Литвинов ответил, что Советский Союз решил выполнить свои обязательства. Преодолеть возражения Румынии было бы легче всего через Лигу Наций, например, если бы она решила, что Чехословакия — жертва агрессии и что агрессор — Германия, это, вероятно, определило бы позицию Румынии в вопросе о пропуске через ее территорию русских войск и авиации. Литвинов рекомендовал немедленно начать переговоры между начальниками штабов России, Франции и Чехословакии о средствах и путях оказания помощи. Советский Союз был готов сразу же приступить к таким переговорам.

Читайте также: Кто предал СССР перед лицом фашизма

21 сентября на заседании ассамблеи Лиги Наций Литвинов выступил с официальным предостережением: "…В настоящее время пятое государство — Чехословакия испытывает вмешательство во внутренние дела со стороны соседнего государства и находится под угрозой громко провозглашенной агрессии… Такое событие, как исчезновение Австрийского государства, прошло незамеченным для Лиги Наций. Сознавая значение, которое это событие должно иметь для судеб всей Европы и в первую очередь для Чехословакии, Советское правительство сейчас же после аншлюса обратилось официально к другим великим европейским державам с предложением о немедленном коллективном обсуждении возможных последствий этого события с целью принятия коллективных предупредительных мер.

К сожалению, это предложение, осуществление которого могло избавить нас от тревог, испытываемых ныне всем миром, о судьбе Чехословакии, не было оценено по достоинству. Когда за несколько дней до моего отъезда в Женеву французское правительство в первый раз обратилось к нам с запросом о нашей позиции в случае нападения на Чехословакию, я дал от имени своего правительства совершенно четкий и недвусмысленный ответ, а именно: мы намерены выполнить свои обязательства по пакту и вместе с Францией оказывать помощь Чехословакии доступными нам путями.

Наше военное руководство готово немедленно принять участие в совещании с представителями французского и чехословацкого военных ведомств для обсуждения мероприятий, диктуемых моментом… Только третьего дня чехословацкое правительство впервые запросило Советское правительство, готово ли оно, в соответствии с чехословацким пактом, оказать немедленную и действенную помощь Чехословакии в случае, если Франция, верная своим обязательствам, окажет такую же помощь, и на это Советское правительство дало совершенно ясный и положительный ответ".

Черчилль назвал это заявление "публичным и недвусмысленным заявлением одной из величайших заинтересованных держав", но отметил, что оно не оказало влияния на переговоры Чемберлена или на поведение Франции в данном кризисе. Что оставалось делать нашей стране?

Читайте также: Шесть мифов Третьего рейха

В мае 1938 года в Чехословакии предстояли муниципальные выборы, и в качестве подготовки к ним германское правительство начало войну нервов. Чехословакия ответила на них мобилизацией своей армии 21 мая. Она была готова к войне, а СССР был готов оказать ей военную помощь (отношения Советской России с Чехословакией как государством и лично Сталина с президентом Бенешем основывались на тесной дружбе).

18 июня Гитлер дал директиву о нападении на Чехословакию и отправил в Лондон своего личного адъютанта капитана Видемана, проведшего переговоры с лордом Галифаксом — министром иностранных дел Великобритании. Чемберлен послал Гитлеру телеграмму, выразив желание приехать и повидаться с ним. 15 сентября английский премьер-министр вылетел в Берхтесгаден. Когда известие об этом было получено в Праге, руководители Чехословакии не могли поверить ему. Чемберлен публично сказал о Гитлере: "Несмотря на суровость и беспощадность, которые, как мне казалось, я прочел на его лице, у меня сложилось впечатление, что это человек, на слово которого можно положиться".

18 сентября во время визита французских руководителей Даладье и Боннэ в Лондон были сформулированы предложения, которые английские и французские представители в Праге должны были вручить чешскому правительству в части прямой без плебисцита передачи Судетской области Германии. Консультации с Чехословакией не предусматривались. Она должна была быть поставлена перед совершившимся фактом решения ее западных союзников. 21 сентября английский и французский посланники в Праге посетили президента Бенеша, чтобы уведомить его о том, что нет надежды на арбитраж на основе германо-чехословацкого договора 1925 года, и чтобы призвать его принять англо-французские предложения, "прежде чем вызвать ситуацию, за которую Франция и Англия не могут взять на себя ответственность". Под этим нажимом чешское правительство приняло 21 сентября англо-французские предложения.

Читайте также: Когда умирает память - рождается фашизм

29-30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялось совещание глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии, созванное при активной поддержке США. Представители Чехословакии и СССР на это совещание приглашены не были. Результатом конференции стал Мюнхенский сговор Великобритании, Франции, Германии и Италии, который предусматривал передачу Чехословакией Германии Судетской области.

30 сентября Чехословакия склонилась перед Мюнхенским сговором. Президент Бенеш вышел в отставку потому, что "он мог бы оказаться помехой развитию событий, к которому должно приспосабливаться наше новое государство", и уехал из Чехословакии в Англию. Прямым последствием Мюнхенского сговора стал территориальный раздел Чехословакии, часть территории которой была оккупирована Германией, Венгрией и Польшей.

Также по теме: 

Мюнхенский сговор: Чехию сдали без боя 

Мюнхенский сговор: Как Запад забыл о величайшем позоре своей дипломатии... 

Молотов, Риббентроп и исторические спекуляции 

Загадка Мюллера 

Читая Гиммлера, помните о неофашизме 

Страсти по Адольфу или Danse macabre 

Вторая мировая: факты и интерпретации 

Махмут Гареев: "Мы воевали за будущее всего человечества" 

Пьяный дебош в Мюнхене изменил историю

Автор Константин Гастев
Константин Гастев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить