Тяжелая участь мужей знаменитых женщин-политиков

Синдром мужа Маргарет Тэтчер

Все больше женщин приходят в большую политику, отличаясь от мужчин прагматичностью и способностью неординарно мыслить. Особенно трудно замужним — они неизбежно сталкиваются с ревностью супруга к своим успехам.

Мужчина вообще с трудом уживается с женщиной, сумевшей добиться в жизни большего успеха, чем он. Но когда его начинают называть "безропотным подкаблучником", "фантомом оперы" или "зятем народа", сохранить семейные отношения становится особенно трудно. Справиться с "синдромом мужа Маргарет Тэтчер" или умереть — так нередко стоит вопрос в большой политике.

В высших эшелонах власти женщины появляются либо как вдовы политиков (бывший президент Филиппин Корасон Акино), либо как протеже влиятельного предшественника однопартийца (действующий лидер Бразилии Дилма Русефф). И только очень немногие из них делают политическую карьеру самостоятельно, умудрившись при этом остаться счастливой в семейных отношениях.

Заметим, что в последнем случае речь идет о женщинах, имеющих реальную, а не символическую власть. Например, занимающих президентский пост в парламентских или парламентско-президентских республиках (Литва, Исландия, Ирландия, Финляндия) или конфедерациях (Швейцария).

Читайте также: Власть над Азией переходит в руки женщин

Западные психотерапевты назвали ревность мужчины к успехам высокопоставленной жены "синдромом мужа Маргарет Тэтчер". Нельзя сказать, что проблема возникла при "железной леди". Но, в отличие от многих других, сэр Денис не затерялся в тени своей знаменитой жены. Он не только не тяготился своей ролью на третьем плане, но считал себя Пигмалионом, создавшим свою Галатею.

Когда он познакомился с Маргарет Робертс, она была всего лишь многообещающим политиком Консервативной партии Великобритании. Но именно "безропотный подкаблучник" Денис финансировал политическую карьеру жены, стал ее самым доверенным советником и союзником и даже согласился на немотивированный титул баронета, чтобы она могла называться "леди Тэтчер" еще до избрания в Палату общин.

Успешно преодолели "синдром мужа Маргарет Тэтчер" и супруги экс-премьера Украины Юлии Тимошенко и канцлера Германии Ангелы Меркель. Они, так же как и сэр Денис, спокойно занимаются бизнесом, но в отличие от последнего, предпочитают не появляться с женами на публичных мероприятиях. Это порождает слухи и сплетни о разводе и изменах, что совсем не соответствует действительности.

Супруги Тимошенко вместе уже более 30 лет. Официально Александр занимается скромным "перепелиным" бизнесом. Недавно (после ареста "леди Ю") он впервые за несколько лет появился на публике. Дело было возле Генпрокуратуры Украины, где она находилась на допросе. "Я ее защищаю всегда и везде", — сказал Александр.

Читайте также: Тэтчер: путь по головам к вершине власти

Также не ревнует свою жену к ее известности второй супруг канцлера Германии Ангелы Меркель Йоахим Зауэр. Видный ученый-химик помогал Меркель в написании докторской диссертации и подчеркнуто погружен в себя. Получивший прозвище "фантом оперы", он не чурается организовывать, например, досуг первых леди "Большой восьмерки".

А что происходит, если супруги знаменитых женщин не справляются с синдромом? Они убивают либо себя, либо своих жен. Как тут не вспомнить супруга премьер-министра Индии Индиры Ганди. Фероз Ганди сделал ей предложение, сидя на ступеньках Монмартра. Он был другой веры и касты, однако сумел завоевать сердце Индиры.Фероз как-то сказал приятелю: "Вопрос в том, станет она Индирой Ганди или останется Индирой Неру".

Кто-то из журналистов окрестил Фероза "зятем народа". Он решил баллотироваться в парламент, прошел на выборах и мог бы с успехом занять собственное место в политике, если бы не был женат на Индире… Не выдержав конкуренции, он отдалился от семьи, пережил инфаркт и скоропостижно скончался на пике ее карьеры.

А вот старший сын королевы Великобритании Елизаветы II принц Чарльз явно не прошел испытание популярностью жены. Завидуя ей, он избрал действенную и убийственную тактику в отношении леди Дианы, бывшей до свадьбы девственницей. Принц стал демонстративно равнодушен к ней как к женщине. Всем хорошо известен трагический финал этого брака. А Чарльз затем нашел свое счастье в браке с неприметной и знающей свое место Камиллой.

Читайте также: Тарья Халонен готова вести Финляндию "против течения"

Вообще, в английской королевской семье не все ладно в отношениях супругов. Например, оставляют желать лучшего отношения между Филиппом Маунтбаттеном, герцогом Эдинбургским и уже упомянутой королевой. Подданные свидетельствуют о его вспышках ярости, через которые он спускает накопившееся в течение десятилетий раздражение.

Говорят также, что после того, как Хиллари Клинтон выдвинула свою кандидатуру на пост президента и стала госсекретарем, ее отношения с Биллом резко ухудшились. Впрочем, они испортились гораздо раньше, после скандала с Моникой Левински.

Любопытную особенность имеет латиноамериканский вариант "синдрома мужа Маргарет Тэтчер". Иногда кажется, что мачо вообще им не страдают. Так, аргентинский президент Нестор Киршнер создал со своей супругой Кристиной Фернандес мощный семейный тандем. Он "передал" ей президентский мандат на волне популярности и был бы переизбран, если бы не недавняя скоропостижная смерть.

Представить себе Владимира Путина или Дмитрия Медведева, выдвигающего жену в преемницы, практически невозможно. А в Западном полушарии возможно все — и не только в Аргентине. Президент Гватемалы Альваро Колом даже развелся с супругой Сандрой Торрес, чтобы та могла баллотироваться на пост главы государства.

Читайте также: Грибаускайте: Литве пора перестать плодить врагов

В Латинской Америке, впрочем, был еще более впечатляющий пример по-настоящему умного политика, поставившего на умную жену и только выигравшего от этого. Речь идет о Хуане Пероне, дважды избиравшемся президентом Аргентины. Его жена Эвита — певичка из ночного клуба, превзошла по популярности мужа.

Благодаря ее красоте, умению себя подать и благотворительной деятельности рейтинг ее мужа зашкаливал на протяжении 10 лет. Эвита была бы избрана президентом именно за свои заслуги (настолько ее любили в Аргентине), однако этому помешала смерть легендарной прекрасной дамы. Любопытно, но после смерти самого Перона президентом страны стала его третья жена — Исабель.

В основе "синдрома мужа Маргарет Тэтчер" лежит заниженная самооценка. Конечно, трудно ее держать высоко при женщине, стоящей у руля страны, но преодолеть ревность к успехам высокопоставленной супруги достаточно просто. Надо любить свою женщину такой, какая она есть, и быть успешным в другом деле. А первая леди должна понимать, что дома она уже не командир, а жена и мать.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *