Киргизия подводит итоги трехлетнему пребыванию в ВТО

Три года назад Киргизия первой из стран Содружества стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Молодая республика сделала очередной шаг, доказывающий, что в области либеральных реформ она является одной из самых продвинутых не только среди стран Центральной Азии, но, пожалуй, и во всем СНГ.

Как рассказал журналистам вице-премьер, министр внешней торговли и промышленности Арзымат Сулайманкулов, переговоры с этой международной организацией шли несколько лет. Киргизии перед вступлением в ВТО пришлось выполнить ряд довольно строгих условий: она резко снизила таможенные пошлины, а на ряд товаров вообще отменила их, упразднила лицензирование, ввела единый законодательный режим для местных и зарубежных предпринимателей. Сказалось и то, что маленькая Киргизия пользуется явной благосклонностью Международного валютного фонда и Всемирного банка. По объему кредитов этих финансовых институтов на душу населения республика занимает одно из первых мест среди всех стран СНГ.

В самой Киргизии событие это особых потрясений почти не вызвало. Можно сказать даже, что значительная часть населения вообще не подозревает об этом «судьбоносном решении». Споры и дискуссии ведут, в основном, специалисты. И здесь, как выяснилось, нет единства в оценке столь радикального шага к капитализму.

Официальные органы, понятно, выделяют положительные стороны нового членства. И в первую очередь — выход киргизского производителя на внешний рынок, где теперь он получит возможность без всяких ограничений предлагать свои товары. Об этом сегодня мечтают многие страны постсоветского пространства. Однако достаточно ли одного лишь разрешения присутствовать на зарубежном рынке?

Многие специалисты смотрят на это довольно скептически. Начальник одного из управлений министерства внешней торговли и промышленности республики Татьяна Рец, например, считает, что никто там киргизские товары не ждет:

— Мы уже не один раз пытались «продвинуть» их хотя бы в соседние страны. Но, увы... Фактически все доступные для нас ниши давно заняты. Даже процветающие еще совсем недавно предприятия, например, текстильные, из-за этого в несколько раз сократили выпуск своей продукции. И вступление в ВТО, к сожалению, не сильно изменило эту ситуацию в лучшую сторону.

Зато импорту новый член Всемирной торговой организации теперь не сможет ставить никаких ограничений. А ведь тот уже сегодня чувствует себя на киргизском рынке полным хозяином. Киргизия ввозит товаров в полтора раза больше, чем вывозит. Если же вычесть из этого баланса кумторское золото, которое составляет до сорока процентов импорта, картина получится и вовсе удручающей.

Поэтому не надо быть большим специалистом, чтобы понять, как либерализация торговли повлияла на экономику Киргизии. Она и без открытых для конкурентов границ очень трудно выбирается из кризиса. Правда, последние годы республика понемногу увеличивает прирост валового внутреннего продукта. Но при этом промышленность растет, в основном, за счет добычи золота на Кумторе. Остальные же отрасли, в том числе и объявленные приоритетными — электроэнергетика, электроника, легкая и пищевая промышленность — продолжают снижать объемы производства.

Замедлился последнее время и подъем сельского хозяйства. Сказались, конечно, небывалые стихийные бедствия, терзавшие республику несколько лет подряд: наводнения, сели, оползни. Но факт остается фактом: сбор зерновых и других сельхозкультур оказался ниже обычного. И это почувствовали на себе уже многие киргизстанцы. Большую часть пресловутой «продовольственной корзины» составляют дорогие импортные продукты.

Не меньше сомнений вызывает и политический аспект принятого решения. Противники вступления в ВТО спрашивают: а как совместить это с участием Киргизии в Таможенном союзе СНГ? Ведь индивидуальное членство во Всемирной торговой организации нарушает коренную идею ТС — соблюдать общие для пяти стран — Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана — правила перемещения через границу товаров, ломает даже не установившийся пока процесс совместной защиты рынков молодых государств от атаки импортных товаров и капиталов.

Вопрос, как сейчас говорят, на засыпку. Можно ответить на него прямо и откровенно, как это сделал однажды министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев: «У каждого свои интересы». Можно вспомнить «войну НДС», когда члены Таможенного союза произвольно вводили пошлины, исходя только из своей собственной выгоды. Можно, наконец, указать на глубочайшие финансовые и политические кризисы, давно раздирающие Россию, вокруг который и формировался Таможенный союз. Эти явно центробежные силы не мог не учитывать Аскар Акаев, голосуя одновременно и за ВТО, и за ТС.

Кстати, в самой Киргизии вовсе не считают, что вступление в ВТО окончательно исключает ее из Таможенного союза. Более того, официальные лица в администрации президента, например, считают, что Киргизия, наоборот, прокладывает путь на международный рынок и другим участникам союза. «Если вслед за нами членами ВТО станут еще два-три члена ТС, то многие почти неразрешимые пока вопросы — о таможенных пошлинах, НДС, лицензиях — снимутся автоматически».

Какой бы парадоксальной не казалась сегодня эта логика, определенный резон в ней, конечно же, есть. Президент Киргизии Аскар Акаев любит вспоминать, сколько критиков было у него, когда он первым среди стран СНГ решил вводить собственную валюту. «Нам предсказывали полный крах экономики, торговую изоляцию, социальные волнения, — рассказывает он. — А когда Россия начала выталкивать соседей из рублевого пространства, все поняли, что прав был я, что наше стремление заглянуть на несколько лет вперед было вполне обоснованным».

Может быть и сегодня Аскар Акаев, академик, специалист по информатике и управлению, просчитал не только сегодняшние выгоды и последствия своих шагов? Может быть, строгие стандарты мировых организаций помогут молодому государству преодолеть кризис, в основе которого лежат и чисто психологические причины? Но в любом случае вступление Киргизии во Всемирную торговую организацию открыло совершенно новую страницу в истории СНГ. Один из ее членов стал полноправным участником мирового экономического процесса, сумел пробиться в организацию, принимают в которую далеко не всех и не так уж часто.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Аман Тулеев: Ускоренное вступление в ВТО грозит новой "шоковой терапией"

Росбалт.RU:

Вступление стран СНГ во Всемирную торговую организацию необходимо мягко координировать

ГазетаСНГ:

"Газовые последствия" вступления во ВТО

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *