Двусторонний договор Между Россией и Казахстаном противоречит международным нормам

Д-р Фарибраз Раисдана спросил, разве Россия не знает, что, подписывая двусторонний договор с Казахстаном, она может подтолкнуть Иран в сторону Европы и даже США?

 Профессор университета д-р Фарибраз Раисдана в интервью корреспонденту ИСНА заявил: «Каспий – единственное в своем роде море. Мы должны вести речь о половине этого моря и при этом исходить из международных законов и принятых ранее решений, касающихся его раздела между прибрежными государствами».

 В течение 6-7 последних лет у Ирана не было четкой стратегической линии, отвечающей его национальным интересам, поэтому была упущена возможность, с одной стороны, определить территориальные воды, а с другой – договориться о совместном использовании ресурсов моря.

 Затронув вопрос о создании Азербайджаном нефтяного консорциума в последние годы и об определении Россией и Казахстаном своей доли в Каспийском море, д-р Фарибраз Раисдана сказал, что основная часть побережья принадлежит России и Казахстану. Если эти страны в своем соглашении определили для себя основную долю в Каспийском море и если при этом учесть договоры Азербайджана в области нефти, то можно предположить, что новый виток напряженности переместится в южную часть Каспийского моря.

 Иранская дипломатия должна строиться таким образом, чтобы Россия не предпочла Ирану страны СНГ. У России много интересов в Иране, а в странах СНГ, с другой стороны, всегда боялись российского господства. Иран же упустил вытекающие из этого возможности.

 Если Россия и Казахстан рассматривают свое двустороннее соглашение как продолжение договора 1998 года, его нельзя положительно оценивать, поскольку в этом договоре для Ирана предусматривается доля в пределах 10-13%, в то время как Ирану принадлежало 50%. В свое время из-за слабости позиций шахской дипломатии была определена условная граница, которая впрочем нигде не была зафиксирована в истории каспийской проблемы.

 Распавшееся государство само должно расплачиваться за свои проблемы. Однако поскольку есть возможность мирного использования ресурсов моря и распространение напряженности противоречит интересам Ирана, он согласился на приемлемый раздел моря.

 Если правительству Хатами удастся сохранить долю в 20%, несмотря на договор между Россией и Казахстаном, это по-прежнему можно считать хорошим результатом. Конечно, это минимум, с которым Иран может согласиться для ослабления напряженности.

 Д-р Фарибраз Раисдана назвал двустороннее соглашение России и Казахстана противоречащим международным нормам. Ни одна страна не имеет права самовольно принимать решения.

 С точки зрения долгосрочных перспектив такие действия России причинят ущерб Ирану. Подобные шагиприободрят тех политических деятелей в Иране, которые считают, что ради соблюдения национальных интересов в Каспийском море следует обратиться за помощью к западным странам и Америке.

 По словам д-ра Фарибраза Раисдана, такая узость мышления российского правительства проистекает из буржуазно-националистической идеологии. Россия ни в коем случае не должна отказываться от Ирана, поскольку за исключением Казахстана, в котором большую часть населения составляют русские, остальные три страны не очень хорошо относятся к России. Кроме того, если подобные действия будут продолжаться, в конце концов российские интересы будут поставлены под угрозу.

 По поводу роли США в зоне Каспийского моря д-р Фарибраз Раисдана сказал, что как показывает опыт, американцы всегда старались исключить Иран из процесса определения дальнейшей судьбы Каспия. Примером может служить проект строительства трубопровода Баку-Джейхан. Причем недальновидность внешней политики правительства Путина способствует этому. Конечно, в этой связи следует отметить, что и Иран в свою очередь не сумел подобающим образом убедить народы региона в том, что прокладка трубопровода по иранской территории в большей степени отвечает их интересам. Между прочим, именно в этот период центр исследований в области энергетики в Лондоне опубликовал данные о том, что наиболее экономичными будут поставки энергоносителей через иранскую территорию.

 Далее д-р Фарибраз Раисдана отметил, что правительство Хатами можно назвать самым лучшим правительством. Оно может много достичь, поскольку его политика строится на национальных интересах. Это правительство пользуется авторитетом на международной арене, и его поддерживают внутри страны. Однако решения принимают не только Хатами и министр иностранных дел. Кроме того, упущенные возможности вернули страну к ситуации, которая существовала до прихода Хатами к власти. Лица, которые не знали, что такое национальная экономика, не были знакомы с правилами международных отношений и с политикой мирного сосуществования, оказались в плену своих антисоветских настроений. Они задались вопросом: Что делать после распада Советского Союза для того, чтобы навсегда покончить с коммунизмом. Однако задача Ирана состояла в другом, а именно: Как сохранить национальные интересы страны?

 В конце интервью д-р Фарибраз Раисдана заявил: «Внешняя политика правительства Хатами не отличается особой активностью, однако в основе своей она представляется вполне логичной. Уход правительства Хатами от напряженности в той мере, в какой обеспечивается соблюдение национальных интересов, вполне оправдан».

Ссылки по теме ИРАН.Ру

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы