Литва исполняет роль "прибалтийского убийцы гигантов". И теряет транзит Китая

Китай ответил на санкции пощёчиной ЕС и США и пинком Литве

Литва решила, что роль главного русофоба Европы надо дополнить ролью главного синофоба, это дорого обойдётся её экономике.

Литовка отметилась антикитайской резолюцией

ЕС впервые ввёл санкции против Китая за более чем 30 лет: считается, что четыре китайских чиновника причастны к нарушениям прав человека в отношении уйгурского меньшинства в провинции Синьцзян.

В ответ на это Китай объявил ответные санкции против десяти политиков ЕС и четырёх институтов, в том числе против трёх литовских дипломатов и одного члена литовского Сейма — Довиле Шакалиене. Она, как один из основателей и лидеров Межпарламентского альянса по Китаю (международный межпартийный союз парламентариев из западных и прозападных стран), предложила альянсу разработать резолюцию о "геноциде уйгуров" и других этнических меньшинств в провинции Синьцзян.

В резолюции указывается, что Пекин совершает "акты геноцида" по Конвенции ООН:

  • причинение серьезных физических или психических повреждений членам определённой группы;
  • введение мер по контролю рождаемости группы людей.

Как сказал "Правде.Ру" профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Межевич, 220 тысяч евреев погибли на территории Литвы в годы Второй мировой войны, а Литва не признала геноцид евреев.

"Политическое руководство страны, которое прославляет убийц еврейского народа и при этом делает заявления о недостаточном соблюдении прав уйгуров в Китае, — это верх цинизма", — сказал эксперт.

По его словам, сегодня в Литве у власти находятся "исключительно потомки тех людей, которые уничтожали евреев, цыган, своих сограждан — литовцев, иначе мыслящих, а также русских, белорусов".

"Никто не смеет обижать китайский народ"

Представитель министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин приравняла санкции ЕС к действиям европейского империализма в начале XX века.

"Никто не смеет обижать китайский народ", — заметила она, призывая европейцев больше сосредоточиться на внутренних проблемах.

Пекин не раз приглашал иностранных дипломатов посетить регион. Однако когда послы ЕС попросили о встрече с заключённым в тюрьму уйгурским активистом Ильхамом Тохти, которому Европарламент вручил премию Сахарова, запланированный визит был отменён.

"Они требуют встречи с одним преступником, осуждённым по законам Китая, — прокомментировал ситуацию посол Китая в ЕС Чжан Мин. — Это недопустимо, мне очень жаль".

История борьбы Литвы с Китаем

Ещё в 2019 году Литва была одной из стран-членов ЕС (около половины), подписавших письмо главному комиссару ООН по правам человека с осуждением действий Пекина в Сянцзине. В 2020 году Служба госбезопасности Литвы в своём отчёте обвинила Пекин в стремлении к технологическому превосходству. Интересно, что документ появился в разгар пандемии коронавируса, после того как Вильнюс получил из КНР медицинские маски в виде гуманитарной помощи.

В феврале Литва отказалась покупать сканеры для досмотра багажа в аэропортах от китайской компании Nuctech. И вот теперь заявлено о выходе из проекта Китая со странами Восточной Европы 17+.

В феврале на онлайн-саммит проекта под председательством Си Цзиньпина литовское правительство делегировало лишь министра транспорта. Литву поддержали в снижении уровня представительства Болгария, Эстония, Латвия, Румыния и Словения, что сделало саммит нерезультативным. В Литве заговорили о смелости "прибалтийского убийцы гигантов".

Так, вице-президент Центра анализа европейской политики (CEPA) Эдвард Лукас написал в BNS, что "теперь другие страны следуют примеру Литвы".

"Бюрократам в Пекине стоит побеспокоиться о прибалтийском убийце гигантов", — заявил он.

Китайский транзит потерян для Литвы

Однако эта прыть вряд ли будет поддержана в Брюсселе и в отдельных столицах Восточной Европы.

По итогам 2020 года Китай впервые стал главным торговым партнёром Евросоюза. Общий объём торговли ЕС с Китаем только в январе 2021 года составил €49,4 млрд, с США — €42,8 млрд.

Случай с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом поднял цены на морские перевозки, хотя и так они росли. В этой ситуации китайский проект железнодорожного и автомобильного сообщения с Европой резко увеличивает свою значимость. И этот транзит пойдёт через Россию, а вот, как он пойдёт дальше? Теперь ясно, что не через Литву.

А ведь в 2005 году в Клайпеде прошла конференция предпринимателей "Литва — транзитный потенциал Китая", где обсуждалась перевалка грузов через Россию в Северную и Западную Европу по Транссибирской магистрали, используя услуги Клайпедского морского порта.

В 2017 году на выставке TransRussia в Москве Литовские железные дороги подписали договор с Акционерным обществом "Объединённая транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс" (ОТЛК ЕРА), который организует перевозки грузов между Китаем и Западной Европой о начале этой работы.

"У Литвы есть хорошие шансы занять значительное место на транспортной карте будущего", — сказал Мантас Бартушка, генеральный директор Литовских железных дорог.

Теперь эти шансы стремятся к нулю.

Договор с Ираном — пощёчина ЕС и пинок Литве

Китайцы уже преодолели пандемию и расширяют своё глобальное влияние, в то время как европейцы и американцы вакцинируют по мере сил и возможностей, но число инфицированных коронавирусом стремительно растёт.

Китай на днях заключил инвестиционный контракт с Ираном, как указано в статье NYT, объёмом $400 млрд, которые Китай планирует в ближайшие 25 лет вложить в десятки отраслей Ирана, включая банковскую сферу, телекоммуникации, порты, железные дороги, здравоохранение и информационные технологии в обмен на поставки нефти со скидкой в цене.

Это выглядит как пощёчина ЕС и США и пинок Литве — "в гробу мы видели ваши санкции".

Получается, что Литва стала заложницей собственных политических амбиций и слепого следования указаниям Вашингтона. Народ Литвы вряд ли это одобрит.

По мнению Николая Межевича, Литва одновременно пытается поссориться с Минском, Москвой и Пекином, что может стоить литовской экономике "очень дорого, настолько дорого, что литовская экономика в перспективе это может просто и не пережить".

Читайте по теме:

"Рычаги давления" Трампа на Китай устроили команду Байдена

Китай увеличил объёмы железнодорожных перевозок через Россию

Визит Лаврова в Китай: Россия хочет договориться о новом миропорядке

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *