Министр транспорта сергей Франк: "Россия и Иран имеют богатую историю сотрудничества"

Нефть давно уже стала предметом не только экономического, но и политического торга. Особенно в нынешних условиях, когда когда обострение арабо-израильского конфликта вновь реанимировало идею «нефтяной блокады» Израиля и его союзников (прежде всего, Соединенных Штатов). Как известно, Ирак на месяц прекратил поставки нефти в знак солидарности с палестинцами. Эту идею поддерживает и Иран. 15 апреля президент Ирана Мохаммад Хатами призвал мусульманские государства в рамках оказания поддержки палестинцам ввести эмбарго на экспорт нефти основным союзникам Израиля. Вряд ли, конечно, все арабские государства поддержат этот призыв. Но то, что в исламском мире идея эмбарго приобретает все больше поклонников – факт очевидный.

 Однако для России сотрудничество с тем же Ираном (в том числе и в области нефтедобычи и транспортировки нефти и газа) по-прежнему является приоритетным. Что и подтверждает интервью министра транспорта России С.О. Франка информационному сайту ИРАН.РУ.

 

  1.Расскажите, пожалуйста, о программе Вашего визита в Иран.

 Визит начинается сегодня, 15 апреля, и продолжится до 17 апреля. Программой визита в Исламскую Республику Иран предусмотрена встреча с Первым вице-президентом д-ром Арефом и проведение переговоров с Министром дорог и транспорта г-ном Хоррамом. Кроме того, запланировано посещение российской делегацией Организации портов и судоходства Ирана и переговоры с ее руководителем г-ном Колонтари.

  2.Какие транспортные проекты находятся на стадии разработки и реализации между Россией и Ираном?

 Россия и Иран имеют богатую историю сотрудничества в области транспортных сообщений. В 70-е - 80-е годы прошлого столетия перевозки грузов российско-иранской торговли, транзитных грузов были очень активными. Транзитный потенциал каспийского региона не стал меньше. Более того, он постоянно увеличивается благодаря общему росту евроазиатской торговли за счет экономического развития Индии, Китая, других стран Азиатского региона. Однако основные маршруты грузоперевозок из этого региона в Европу и в обратном направлении проходят в настоящее время не через территории наших стран. В то же время экономические расчеты, а также опыт российских компаний, организующих грузодвижение между Индией, Ираном, Россией и странами Европы, показывают выгодность использования маршрута, пролегающего через территорию Ирана и Каспийское море. Так родился проект международного транспортного коридора "Север-Юг", поддержанный иранской и индийской сторонами, за что мы им искренне благодарны. Это взаимовыгодный проект, позволяющий привлекать на национальные транспортные системы стран-участниц значительные транзитные грузопотоки и получать немалые прибыли за счет экспорта транспортных услуг. Такой интерес стимулирует, в свою очередь, развитие национальной транспортной инфраструктуры с целью обеспечения качества ее функционирования на уровне международных стандартов.

  3.Ваше мнение о стратегическом значении проекта Север-Юг. Какие проблемы стоят перед Россией и Ираном в ходе его осуществления?

 Российская Федерация, занимая выгодное географическое положение между Европой и Азией, имеет уникальные возможности стать транспортным мостом между этими активно торгующими между собой регионами. Транзитная стратегия России, разработанная Министерством транспорта и одобренная Правительством и Президентом страны, предусматривает развитие имеющихся и формирование новых международных транспортных коридоров. Одним из наиболее значимых среди них является "Север-Юг". Взаимная выгодность его не вызывает сомнения, и Россия полна решимости довести вместе со своими партнерами начатое дело до логического конца. Я рад сообщить, что 11 апреля 2002 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил ратификацию российским парламентом Соглашения "О международном транспортном коридоре "Север-Юг" и по истечении 30 суток с указанной даты данное соглашение вступит в России в силу. Соответствующую ратификационную грамоту я передам иранской стороне как депозитарию Соглашения в ходе визита.

 Конечно, трудностей на пути его реализации не избежать. Однако они преодолимы. Тем более что участники Соглашения делают очень много для создания необходимых условий для эффективного функционирования коридора. Мы знаем об успехах иранской стороны по строительству и модернизации портовых комплексов на юге Каспия, очень важной представляется работа, проводимая иранскими коллегамипо международной пропаганде коридора "Север-Юг". Российская сторона также уделяет значительное внимание вопросам модернизации порта Махачкала, созданию в нем железнодорожно-паромного комплекса. Активно ведется строительство на севере Каспия морского торгового порта Оля. Хочу особо подчеркнуть, что вопросы формирования МТК "Север-Юг" являются предметом пристального внимания Президента России и Правительства.

 Коридор "Север-Юг" находится в самом начале пути своего создания. Для достижения необходимой эффективности его функционирования нам совместно с Ираном и Индией (а в дальнейшем и с другими странами, которые присоединятся к Соглашению) предстоит решить большой комплекс задач. В итоге необходимо будет создать такие условия для грузодвижения, чтобы грузовые потоки, следующие в настоящее время по альтернативным маршрутам, проходили по иранским и российским транспортным сетям. При этом, как представляется, следует сделать акцент на контейнеризованные грузы, создавать инфраструктуру и технологии для использования крупнотоннажных контейнеров. Это кропотливая работа, требующая консолидации усилий всех сторон Соглашения, их соответствующих государственных органов, коммерческих организаций.

 Опыт создания Россией транссибирского мультимодального транспортного коридора свидетельствует, что координацию работы всех заинтересованных сторон необходимо осуществлять из единого центра. Такой центр - Координационный совет МТК "Север-Юг" - мы предлагаем создать в Москве. При этом мы учитываем не только имеющийся у России опыт создания и управления такими структурами, но и то обстоятельство, что наша страна имеет хорошо отлаженные транспортные связи с Белоруссией, Казахстаном, Украиной, другими странами СНГ, странами Балтии и государствами Восточной и Центральной Европы, Скандинавией - потенциальными участниками коридора. Имеющийся у нас опыт взаимодействия с ними необходимо использовать в интересах развития МТК "Север-Юг".

  4.Какова рентабельность проекта «Север-Юг»?

 На этот вопрос однозначно ответить сложно. Многое зависит от объемов грузов, которые мы сможем привлечь для перевозки по МТК, а они, в свою очередь, от условий, которые мы предложим для грузовладельцев. Одно ясно уже сейчас: цена сквозной перевозки конкурентоспособна, сроки доставки грузов меньше, чем на альтернативных маршрутах. Но это при одном условии - перевозка осуществляется без существенных задержек в местах перевалки грузов. К сожалению, вынужден признать, что судоходный сервис между российскими и иранскими портами на Каспии недостаточно хорошо организован, имеют место длительные задержки судов в портах, что наносит ущерб конкурентоспособности коридора в целом. Задача будущего Координационного совета - проанализировать ситуацию и внести конкретные предложения соответствующим органам управления стран-участниц Соглашения.

  5.Какую роль для развития связей между Россией и Ираном играет Каспийское море и как оно используется для транспортного сообщения между двумя странами?

 Каспий связывает наши государства. Между Россией и Ираном нет государственной границы, наши транспортные связи могут осуществляться исключительно по морю. Именно по этой причине мы должны довести работу наших судоходных компаний, портовых комплексов, пунктов пропуска грузов и пассажиров через государственные границы до совершенства. Здесь есть резервы, есть над чем работать.

  6.Какие результаты Вы ожидаете от визита российской делегации?

 Настоящий визит является логическим продолжением той работы, которую проводят страны - участницы Соглашения по формированию МТК "Север-Юг". С моим коллегой господином Хоррамом обсудим состояние дел в этом направлении и наметим дальнейшие пути взаимодействия. Кроме того, Министру дорог и транспорта Ирана будет вручено официальное приглашение на встречу министров транспорта России, Ирана и Индии, которая намечена на 21 мая текущего года в Санкт-Петербурге. На указанной встрече будет подписан Устав Координационного совета международного транспортного коридора "Север-Юг". Хотел бы отметить, что желание принять участие в этом мероприятии выразили руководители транспортных ведомств Финляндии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Армении и ряда других стран.

 

  На снимке: министр транспорта РФ С.О.Франк. Фото ИРАН.РУ

 

 По материалам информационного сайта ИРАН.РУ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить